Во второй части материала о Реджио-подходе мне бы хотелось рассказать о том, какие задачи решает этот подход и к каким результатам приходят дети. Я, к сожалению, часто слышу от родителей, что ребенок ничему не научится, если он будет только играть, если ему предоставить свободу выбора и мышления. Есть устойчивое заблуждение, что человек учится и развивается только «из-под палки». Я и мои коллеги, а также целое мировое сообщество Реджио-педагогов, гуманистических, конструктивистских педагогов и других специалистов, опирающихся на современные исследования в области психологии, педагогики, социологии, уверены, что в каждом человеке заложен удивительный механизм саморегуляции и саморазвития, который движет и познанием, и развитием, и любознательностью. Наша задача позволить ему быть!
Если говорить о педагогических целях, то Реджио-подход решает следующие важные задачи:
- развитие наблюдательности и любознательности;
- развитие памяти ребенка;
- умение хранить, обрабатывать и классифицировать информацию;
- развитие ассоциативного мышления;
- умение описывать происходящее;
- умение замечать в повседневной жизни удивительные достойные восхищения моменты.
Этому способствует постоянное возвращение к старым проектам, чтобы можно было оценить, что дети запомнили, как изменилось с тех пор их мировосприятие и миропонимание, как они умеют словами описать то, что было. Еще одна важная задача – умение вступать в диалог с людьми, природой, миром вещей и предметов, используя свою фантазию. Один из ключевых инструментов, позволяющий детям рассказать о том, как они понимают мир, является рисунок. Изображение — мощный интеллектуальный и эмоциональный процесс.
Сравнение, поиск сходств и различий, сбор максимального количества информации необходимы для исследования. Реджио-подходу свойственно высокое качество детских картин и рисунков, это связано с тем, что отдельный фрагмент реальности исследуется все глубже и глубже. В Реджио Эмилия считают, что наблюдение, слушание и творческий акт — существенные источники познания, которые требуют постоянного документирования, т.е. фиксирование на фото-, видео-, аудионосители процесса детского познания. Прожитое оставляет «следы». Возвращаясь к нему, дети по-новому осмысляют прошедшее.
Познание - постоянный процесс обогащения личности ощущениями и информацией. Свой взгляд, собственная точка зрения всегда субъективны и неполны. Чтобы скорректировать знания и сделать их более полными следует накапливать разные взгляды и обмениваться ими с другими, в процессе обсуждения и расширения полученной информации знания объективируются. Ребенок не требует ответа на все вопросы сразу, он способен постоянно достраивать картину мира. При таком подходе взрослый вместе с детьми заново глядит на мир и познает его, а значит, занимается и самообучением, и самопознанием, и самообразованием.
Взрослые помогают детям в изучении мира, давая им возможность перейти с одного уровня понимания на другой. Чтению, письму и счету специально не обучают, но использование букв и цифр, компьютера, иконографии, различных способов измерения всячески поощряется, например, в одном из проектов, связанных с измерением веса, взрослые построили для детей гигантские весы на дворе. Математика рождается из обычных будничных нужд. В ней присутствует идея ритма, присущая любому измерению вообще. Окружающий мир может измеряться в единицах, соразмерных человеческому телу. Педагоги должны поддержать в ребенке интерес к кодированию мира. Дети при поддержке взрослых проводят разные опыты с количествами: выясняют и наблюдают больше или меньше, сколько штук, какой объем, сколько на глаз, какая площадь, а потом полученные данные и навыки применяются на практике, например, можно измерить предмет разными способами.
Подводя итоги вышеописанному, можно выделить несколько областей, характерных и отличительных для Реджио подхода.
В области проектирования: предпочтение отдается развитию возникающих идей, вместо соблюдения жесткого педагогического плана. Работая над проектом, дети объединяются в малые группы, 2-6 человек. Проекты становятся большими и сложными, при этом нет необходимости избегать эмоционально сложных тем. Участие в проекте - возможность для ребенка проявить себя и общаться. Сложности и проблемы решаются мозговыми штурмами. Задача воспитателей включать по ходу осуществления проекта учебные задачи.
В области познания: дети научаются отличать праздники от повседневности, думать и рассуждать о предметах и явлениях; рассматривать их суть, строить предположения о том, чем что-то не является; чем оно могло бы быть; о взаимовлиянии одного на другое; глубинно познавать целостные системы; оценивать степень завершенности работы.
В области обучения: педагоги выстраивают ситуации, которые провоцируют ребенка развиваться интеллектуально и эмоционально. Записывая то, что говорят дети, подавая реплики, стимулирующие обсуждение, фиксируя и развивая их интересы, взрослые выстраивают обучение. Техническим приемам и конкретным навыкам обучают в ходе работы. При этом комментируется сама работу, а не уровень умений детей. Объекты и материалы можно применить в неожиданных вариантах, например, то, что используется внутри помещения, выносится наружу, и наоборот. Воспитатели учатся у детей так же, как и дети у взрослых. Детям нужно давать действовать медленно, не торопясь, столько времени, сколько им нужно.
В области творчества: дети научаются копировать изображения взрослых, пробуют изображать чувства, настроения, звуки, рисовать карты помещений, воспоминаний или звуков. Рисунки – это путь к более сложным и продуманным изображениям. Постоянное документирование процесса работы над изображениями и детских символов, их анализ и обсуждения дает детям возможность связать символы и описания. Творчество становится инструментом познания и осознания окружающего мира, так как в рисунке объединяется наблюдение и воображение.
В области межличностной и групповой коммуникации: дети учатся на примере взрослых. В основе демократические участие, обучение через сотрудничество, решение конфликтов. Поощряется высказывание различных мнений, разница во мнениях это стимул для детей к развитию и поиску решения проблем. Важное значение имеет понятие «мы». Активно обсуждаются социальные идеи, планы, совместно разрабатываются правила и нормы.
Интерпретация и документирование детского творчества. Здесь очень важно постоянная фиксация процесса и результата деятельности детей. Документы доступны всем: родителям, детям, педагогам, публике. Они становятся объектом исследования: так перечитав записи педагога за предыдущие дни, можно найти задачи и занятия для детей на будущее. Детские рассказы, высказывания, фотографии обсуждаются с самими детьми, что возвращает их к деятельности и ее осознанию. В любом детском ответе есть логика, главное ее понять.
Анна Вендик - генеральный директор и вдохновитель сети Семейных пространств "Гнездо".