Династия Нгуен уже давно оставила свою древнюю цитадель Хюэ. Этот комплекс императорских здание - ныне признанное мировое культурное наследие. Таковы и бесценные сокровища былых властителей Вьетнама.
В наши дни Музей истории Вьетнама хранит коллекцию драгоценных вещей императоров династии Нгуен, представителей последней феодальной династии Вьетнама. Это эксклюзивная коллекция королевских сокровищ раннего периода современной истории Вьетнама. Музей представил эту коллекцию публике в XXI веке. Теперь можно сказать, что наконец-то завершились все преключения этих драгоценностей, которые произошли с коллекцией в непростом для Вьетнама XX веке.
Наследие Нгуэн разрознено и ныне. В Королевском антикварном музее Хюэ также хранятся тысячи предметов из коллекции династии Нгуен. В некоторых местных музеях, таких как Музей провинции Бариа-Вунгтау, также есть экспонаты этого периода.
В 2003 году в Музее провинции Хатинь были обнаружены три бронзовые пушки, отлитые в 1821 году, во время правления Минь Манга. Некоторые другие орудия эпохи династии Нгуен также были выставлены в музее в последующие годы.
Приключения императорских сокровищ во время войн.
В августе 1945 года во Вьетнаме произошла революция. Представитель Демократической Республики Вьетнам – господин Тран Хюи Лиеу – отправился в город Хюэ, чтобы забрать императорские печати последнего императора Вьетнама – Бао Дая. Он также вывез из иимператорской резиденции тысячи коллекуионных предметов роскоши, которые сейчас хранятся в Музее истории Вьетнама. Однако это был долгий и трудный период для этих коллекций, непростой путь их сохранения и передачи музею.
Сначала эти коллекции были вывезены и законсервированы на долгие девять лет. Однако, поскольку революционной администрации приходилось очень часто переезжать, эти предметы императорского быта не сохранились в хорошем состоянии. Был даже такой период, когда региональные власти и вовсе обратились к правительству Вьетнама с просьбой распродать все эти сокровища, чтобы таким образом собрать средства на военное сопротивление против французов.
К счастью, президент Хо Ши Мин и правительство осознали ценность этой коллекции. Они считали ее бесценным культурным достоянием. В итоге единого мнения в отношении участи имперпторский коллекции не удалось сформировать, предметы не пошли с молотка.
Когда во Вьетнам вновь пришла мирная жизнь, коллекцию драгоценностей решено было передать в Министерство финансов, а затем в Министерство культуры. И только после этого бесценные предметы искусства бвли переданы на хпанение в Музей истории Вьетнама в Ханое.
***
В 1960-х годах некоторые предметы коллекции были выставлены на всеобщее обозрение. Среди них - бесценная императорская печать Тон Тхан Чи Бао, которая была отлита на 8-м году правления Минь Манг (1827 г.), что указано в реестре национальных сокровищ.
Эта двухуровневая квадратная печать была сделана из золота в форме извилистого дракона с обращенной вперед головой, двумя длинными рогами, девятью расклешенными хвостами и пятью когтями. Китайские иероглифы вырезаны на спине двумя отдельными строками.
На краю пломбы можно увидеть несколько зазубрин и вмятин, а также небольшое отверстие в центре. Вес этого национального достояния - 8,983 кг.
В 1962 году произошла детективная история - из музея украли золотую печать. Этот инцидент в свое время всколыхнул общественность. Полиция Ханоя арестовала вора, но это произошло совсем не сразу.
После инцидента власти решили провести инвентаризацию предметов коллекции, упаковать и затем законсервировать сокровища на складах Государственного банка Вьетнама. Там они хранились, сокрытые на долгие полвека.
Коллекция оставалась полностью запертой более 50 лет, и лишь небольшое количество людей знали о ее существовании. Национальный исторический музей раз в год направлял представителя в хранилище банка для проверки целостности печати.
Реставрация сокровищ.
После десятков лет хранения на складах сокровища династии Нгуен были впервые открыты для глаз любопытной общественности в 2007 году в присутствии представителей Национального совета по приему сокровищ и Музея истории Вьетнама.
Когда при подготовке к этому проекту по возвращению экспонатов сначала ящики были открыты, у всех присутствующих закружилась голова от вида множества ценных вещей. Правда некоторые из них были серьезно повреждены. Первый проект по восстановлению сокровищ династии Нгуен был коснулся реставрации четырех корон, пяти мечей и шести чайных подносов из слоновой кости, которые были серьезно изъедены червями.
Музей истории Вьетнама пригласил реставраторов и ученых в области истории, археологии и изобразительного искусства присоединиться к проекту. Эксперты посетили множество храмов и пагод, где есть похожие короны и мечи, и встретились с исследователями Хюэ, чтобы получить информацию. Проект был завершен через полгода.
Изумительные сокровища династии Нгуен впечатляют не только при самостоятельном посещении, красота предметов наглядна и благодаря фотографиям из музея, богатого и другими безценными предметами.