Найти в Дзене

Gateway игры, часть 1

Оглавление

Что такое gateway игры? Дословно gateway переводится как ворота, так же и среди людей, увлекающихся настольными играми, это ворота, которые открывают проход к замечательному виду развлечений. Другими словами - это игры, с низким порогом вхождения, смысл которых показать людям абсолютно незнакомым и ничего не знающим о настолках, насколько это интересное хобби. Четкой границы, выделяющей gateway как отдельный жанр и вид игр не существует и все они определяются интуитивно людьми, имеющими игровой опыт. При этом есть некоторые отличительные черты, способные выделить хороший гейтвэй:

Маленький даунтайм. Людям, которые играют свои первые партии в настольные игры, большое время ожидания своего хода может показать, что занятие это не такое уж и веселое. Другое дело, что увеличенный даунтайм - это характерный показатель сложных стратегических игр, которые сами к новичку вряд ли попадут, а друзья знающие - не посоветуют.

Простые правила. Правила должны быть такими, чтобы их можно было изучить самому, или быстро и понятно объяснить другим. Кому понравится игра, где постоянно нужно перепроверять ход своих действий и сверяться с сложными многостраничными правилами? Простой и интересный геймплей - это база для большинства игр. Человек уже разбирающийся и понимающий интересные для себя направления, способен подобрать себе игру по вкусу, а для новичка критерий простоты крайне важен.

Отсутствие агрессии против других игроков. Тоже немаловажный фактор, хотя и немного спорный. В большинстве случаев, когда более опытные игроки своей агрессией пресекают все действия новичка и не дают ему развиваться - это может сказаться негативно на общем впечатлении от партии. Иногда, все же, бывают исключения, когда при таких действиях в человеке, наоборот, просыпается азарт и даже при проигрыше может появится желание на реванш.

Отсутствие механики на выбывание игроков. Выбыв по неопытности в середине партии и досматривая, как остальные наслаждаются игрой, мало кто захочет возвращаться к ней второй раз. Исключение могут составлять те игры, в которых весь игровой процесс строится на выбывании игроков, а раунд длится на больше 5-10 минут.

Красочный и понятный визуал. Настольные игры - это всегда приятно, а вдвойне приятнее, когда игры еще и красиво оформлены. Но, многие издатели на этом не останавливаются и добавляют карточки-памятки с очередностью хода, или расписывают его на специальных игровых планшетах - это всегда приятно и удобно, особенно для новых игроков.

Серьезные и интересные механики. У многих людей есть стереотип о том, что настольные игры - это детская забава и, вообще, несерьезно. Поэтому крайне важно показать, что в игре есть и интересные механики, необходимость продумывать ходы и своя стратегия. Да, все механики должны быть, скорее, поверхностными, но передавать общую суть, что игра - это не просто бросание кубиков, выкрикивание слов, или кидание карточек.

Прозрачность действий. Очень важно, чтобы игроки, которые не сразу поняли правила, все равно вовлеклись в процесс. Очень часто опытный игрок, начинающий ход первым и показывающий все необходимые действия, срабатывает лучше, чем занудное объяснение даже самых небольших правил.

Попробую сделать несколько подборок игр, которые в игровом комьюнити считаются классическим гейтвеем, вот первые из них. Это субъективное мнение и никакой не топ, игры располагаются в таком порядке просто потому, что так получилось:

"Тайное послание" (Love letter)

Добавить к тому, что писал про это игру ранее уже даже и нечего. Быстрая, простая, интересная, компактная и совсем недорогая - идеальное сочетание.

"Билет на поезд: Европа" (Ticket to Ride: Europe)

Замечательное евро, по праву считающееся одним из лучших гейтвэйев. Красочная игра, рассказывающая о весьма приземленной тематике, а поэтому понятная людям любых возрастов. Очень простая игровая механика позволяет вникнуть в смысл игры буквально с первых ходов, а прозрачность игрового процесса и маленький даунтайм держит игроков в постоянной динамике. При этом в игре у каждого игрока присутствуют скрытые цели и возможность создания безобидных конфликтов, путем блокирования определенных железнодорожных маршрутов. Все это делает игру непростой ровно настолько, чтобы было понятно, что игры бывают умными. Возможно именно после "Билета на поезд" у некоторых игроков появится желание поиграть во что-то более сложное. А еще обязательно нужно помнить, что все это завернуто в красочную обертку из карты железнодорожных путей и кучи пластиковых фигурок железнодорожных вагончиков.

"Источник: Яндекс.Картинки"
"Источник: Яндекс.Картинки"

Цели игры максимально просты и прозрачны - управляя собственной железнодорожной линией, выделенной отдельным цветом, проложить как можно больше железнодорожных маршрутов между городами и набрать как можно больше очков. При этом очки зарабатываются в игре буквально за все игровые действия:

- Прокладывание маршрута между городами;

- Прокладывание маршрута между сетью городов, указанного на карточке маршрута;

- Создание самого длинного непрерывного маршрута в игре;

- За каждую неиспользованную железнодорожную станцию (этот пункт применим именно к Европе, у "Билета на поезд" есть много версий с небольшой вариативностью дополнительных правил).

Единственное огорчение может всплыть при финальном подсчете победных очков - там, за каждую невыполненную карточку маршрута, придется потерять очков ровно на стоимость этой самой карточки.

Порядок ходов в игре так же максимально прост, игроку на выбор предлагается сделать одно из четырех действий:

- Взять карты. Две карты вагонов любых цветов или одну карту локомотива из карточек, лежащих лицевой стороной вверх; взять один любой вагон и одну карту вагонов из закрытой колоды; взять две карты из закрытой колоды (при определенной удаче может попасться два локомотива!).

- Проложить маршрут. Набрав нужное для постройки количество вагонов одного цвета, игрок может положить их сброс и выложить пластиковыми вагончиками своего цвета нужный ему маршрут, получив за это полагающиеся призовые очки.

- Взять три карты маршрутов и оставить из них на руке хотя бы одну. С одной стороны это позволяет добрать еще больше призовых очков, но так же это может быть опасным из-за того, что маршруты могут оказаться в противоположном конце карты, или в местах, занятых другими игроками.

- Построить станцию. Станция дает возможность пользования чужим маршрутом, но каждая сохраненная в запасе станция дает дополнительные очки, а еще самый длинный непрерывающийся маршрут не может быть проложен с использованием станций, поэтому ими нужно пользоваться с умом.

"Колонизаторы" (Catan/Поселенцы Катана)

Игра, ставшая классикой. Выпущенные почти тридцать лет назад "Поселенцы Катана" даже сейчас на слуху у многих игроков, и считаются хорошим семейным еврогеймом, но с некоторыми оговорками. Когда в 1995 году игра увидела свет, то в Европе она получила несколько престижных наград, а жителей США, вообще, начала учить стратегической сути евроигр. У опытных игроков "Катан" вызывает уважение, но не желание играть и для этого есть основания, а именно наличие кубиков и механики торговли между игроками. Сейчас классический еврогейм - это стратегия и расчет, элемент неожиданности крайне мал и добавляется за счет карт либо небольших дополнительных механик. В "Поселенцах" же кубики - это буквально основа главной механики. Даже если продумать стратегию и разместить необходимые компоненты на гексагонах (правильных шестиугольниках) с наибольшими шансами выпадения необходимой комбинации (три комбинации на кубиках могут выпасть почти с пятнадцатипроцентным шансом), и вообще все делать обдуманно и по уму, то везение просто может очень долгое время подряд говорить - нет. Торговля между игроками - это тоже далеко не самая популярная сейчас механика, ведь она очень зависима от компании, в которой разыгрывается партия. Если игроки не вникли в геймплей полностью, то они могут необдуманно обмениваться ресурсами с побеждающим игроком, либо наоборот, побеждающий игрок попросту перестанет торговать с кем-либо, что будет проблемой, если он сможет удачно занять клетки с определенным ресурсом и превратить его добычу в монополию. Единственный плюс, что с игрой тоже можно будет производить торговый обмен, но далеко не по самому выгодному курсу.

Если отбросить эти домыслы, то начинающим игрокам "Катан" должен понравится. Относительно объемные правила объясняются буквально за десять минут и не должны вызывать вопросы, а сама игра обладает не таким уж и большим даунтаймом, который скорее заставляет анализировать все, что происходит на поле, чем отвлекаться на какие-либо мелочи.

"Источник: Яндекс.Картинки"
"Источник: Яндекс.Картинки"

Игровое поле - это необитаемый остров Катан, который случайным образом генерируется из ставших уже культовыми гексагонов, предоставляющий определенный ресурс. Игроки - это группы поселенцев, которые должны привести остров к процветанию, набрав десять победных очков. Очки можно получить за строительство поселений либо за покупку карт развития.

Порядок хода в игре так же максимально простой и складывается из трех фаз:

- Бросок кубика. После броска игроки, чьи поселения граничат с гексом, имеющим номер суммы чисел, выпавших на кубиках, получают ресурсы соответствующие этому гексу. Если сумма чисел равна семи, то игроки, имеющие семь и больше карт ресурсов должны сбросить с руки половину с округлением в меньшую сторону. Никто не получает ресурсы, а активный игрок перемещает фишку разбойника на любой гекс и ворует один ресурс у того, чей город граничит с гексом, на который переместились разбойники.

- Торговля. Торговля с игрой по курсу четыре одинаковых ресурса к одному. При наличии определенных поселений у моря (гаваней) по курсу три или два к одному. Торговля с другими игроками по любому курсу, который устроит обоих торгующихся.

- Строительство. Наконец, приходит время тратить. Собрав необходимое количество ресурсов для строительства, которое указано на карточках-памятках игроки могут построить:

* Дорогу;

* Поселение;

* Развить последние до города;

* Приобрести карту развития.

"Повелитель Токио" (King of Tokyo)

Лучше, чем фильмы про кайдзю (яп. "странный зверь") может быть только игра про них. "Повелитель Токио - это своеобразный царь горы, где огромные монстры под управлением игроков пытаются стать повелителем большого мегаполиса. Красочная и очень простая игра, завязанная на бросках кубиков. В принципе, если исключить мелкие нюансы, то выполнение действий, выпавших на кубиках - это и есть основной смысл игры. Победить можно двумя способами: набрав двадцать победных очков, или оставшись единственным выжившим монстром, штурмующим Токио. Приятная и красочная игра, с достаточно большой динамикой, к сожалению, делает слишком большой напор на удачу, но нужно учитывать, что это не ошибка в игровом процессе, а его отличительная черта.

"Источник: Яндекс.Картинки"
"Источник: Яндекс.Картинки"

Ход состоит из пяти последовательных и очень простых действий:

- Бросок кубиков. Активный игрок кидает шесть кубиков с возможностью до двух перебросов каждого из них.

- Розыгрыш результатов. В любом порядке необходимо разыграть все результаты, которые выпали на кубиках после всех перебросов: получение победных очков за кубики с цифрами, получение энергии, нанесение урона, лечение ран.

- Вход в Токио. Если предоставляется такой шанс, то игрок обязан войти в город - свободным он оставаться не может. Если мегаполис занят, то эту фазу можно смело пропустить.

- Покупка карт. За фишки энергии можно купить карты, дающие всевозможные бонусы вашему милому зверю.

- Конец хода. Некоторые эффекты активируются только в конце хода, самое время это сделать и передать ход другому игроку.

"Каркассон" (Carcassonne)

Игра предоставляет возможность побывать в роли феодального правителя, расширяющего территории вокруг одного из крупнейших замков Франции, ставшего в последствии городом - Каркассона. Прелесть игры заключается в том, что она может играться на абсолютно разных уровнях - от совершенно серьезного и стратегического до абсолютно простого. Простота правил и небольшая продолжительность партий позволяют вникнуть в правила буквально за первые несколько минут.

"Источник: Яндекс.Картинки"
"Источник: Яндекс.Картинки"

Сама игра начинается с выкладывания «стартового тайла» - универсального кусочка поля, который будет совместим в абсолютно любыми тайлами, выложенными позднее, что исключит какие-либо проблемы с созданием игрового поля. Каждый свой ход игрок должен выставлять новый элемент игрового поля таким образом, чтобы он соприкасался хотя бы с одним другим ранее выставленным. В целом, это и есть весь игровой процесс - выкладывание поля, на котором все элементы будут совместимы друг с другом. При этом побеждает в "Каркассоне" игрок, набравший больше всех очков, а как же их получать? Очень просто. В начале партии все располагают восьмью фишками подданных (одна из которых используется для подсчёта очков). После того, как игрок выложил очередной тайл, он может выставить одного своего подданного на этот квадрат и в зависимости от того, где он будет выставлен, поданный становится рыцарем в городе, крестьянином в поле, разбойником на дороге, или монахом в монастыре. При этом нельзя ставить своего подданного на объект, уже занятый другим игроком. Очки получаются за каждый достроенный объект, а мипл возвращается игроку обратно в руку. Исключением являются крестьяне - они остаются на поле до конца игры и при подсчете очков, начинают приносить их за все города, которые смогли обеспечить провизией (за каждый город, граничащий с полем, на котором расположен крестьянин). Это, пожалуй одна из самых сложных особенностей игры, ведь некоторых крестьян нужно размещать на полях с оглядкой на будущее, а количество победных очков может очень сильно изменить конечные результаты игры. Однако, тем и хорош "Каркассон" для начинающих игроков, что это правило можно захоумрулить и не включать в первые игровые партии. При этом игровой процесс сильно не поменяется, игра станет еще более дружелюбна для новичка.

Итог: Правильно подобранная гейтвэй игра - это залог успеха для вовлечения нового игрока. Очень важно понимать интересы и желания новичков, можно подобрать именно ту игру, которая оставит приятное ощущение от игровой сессии и, зародив интерес, позволит перейти к более тяжелым, и сложным играм.

🗣 Спасибо, что дочитали статью! Не забывайте делиться своим мнением и игровым опытом в комментариях. Похожие статьи можно найти в соответствующей подборке. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые материалы.