Данная разработка рассчитана на один спаренный или два обычных урока русского языка. На нем рассматриваются понятия "союз", "разряды союзов". Подробно изучаются сочинительные союзы, их группы и правописание.
Предлагаю готовую разработку и презентацию (ссылка на презентацию в конце статьи).
Работа с текстом
1) Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните.
Митоз это деление клетки. Как известно, почти все клетки нашего организма время от времени делятся но это не банальное деление пополам а сложный многофазовый процесс. Однако прежде чем говорить о митозе и о другом клеточном делениии — мейозе, необходимо познакомиться со строением клетки.
Всё живое на планете Земля состоит из клеток — миниатюрных лужиц протоплазмы не видимых простым глазом. (Единственным исключением являются вирусы не имеющие клеточного строения).
Первым в этот удивительный мир заглянул любознательный голландец Антони ван Левенгук (1632 — 1723), трудолюбивый натуралист-самоучка.
(По книге В. Левитина «Удивительная генетика»)
2) Обратите внимание на выделенные слова. Продолжите фразы.
Митоз — это _________________________
Мейоз — это ________________________
Клетка — это _________________________
Вирусы не ____________________________
Антони ван Левенгук — натуралист-самоучка, который _________________________________________
Это произошло в начале _____ — конце _______ века.
3) Найдите в тексте союзы и определите, что они связывают.
Целеполагание
- Узнаем, что такое союз и каковы его функции.
- Познакомимся с видами союзов по структуре, употреблению, значению, происхождению.
- Подробно поговорим о сочинительных союзах, их функциях.
- Изучим правила правописания некоторых сочинительных союзов, научимся отличать их от омонимичных частей речи.
Поэтапное изучение нового материала. Первичное закрепление
Теоретический блок. Союзы. Группы союзов. Сочинительные союзы.
Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов, частей сложного предложения или предложений в тексте.
По структуре союзы делятся на простые и составные.
По употреблению союзы делятся на одиночные, повторяющиеся и парные.
По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.
Союз не является членом предложения и не может входить в состав членов предложения.
Группы союзов по структуре
- простые (1 слово): и, или, а, но, зато и др.
Мой друг купил костюм и туфли.
- составные (более 1-го слова, стоящих рядом): так как, потому что, для того чтобы и др.
Мой друг опоздал на работу, потому что проспал.
Группы союзов по употреблению
- одиночные (1 слово): и, или, либо и др.
Мой друг купил костюм и туфли.
- повторяющиеся (ряд однотипных слов, разнесённых по предложению): и… и; или… или; то… то; ни… ни и др.
Это сделает или мой друг, или его брат, или кто-нибудь другой.
- парные или двойные (2 разных элемента, разнесённых по предложению): как… так и; не только… но и; не столько… сколько; если не… то
Моему другу понравился не только свитер, но и пуло́вер. Если средств на карте хватит, то он приобретёт обе вещи.
Группы союзов по значению
- Сочинительные союзы связывают однородные члены, части сложносочиненного предложения или предложения в тексте.
- Подчинительные союзы связывают только части сложноподчиненного предложения.
Группы сочинительных союзов
1) соединительные
и, да (= и), тоже, также, ни… ни, как… так и
Мой друг любит путешествовать и открывать мир.
2) разделительные
или, либо, или… или, то…то,
не то… не то
Мой друг поедет или в Париж, или в Рим.
3) противительные
а, но, однако (же),
да (= но), зато
Мой друг хотел отправиться во Францию, но не смог.
4) градационные (сопоставительно-противопоставительные)
не только… но и,
не столько… сколько,
скорее… чем,
если не… то
Моего друга привлекают не столько памятники архитектуры, сколько красоты природы.
5) пояснительные
то есть, а именно
Мой друг решил уехать на Камчатку, а именно в Долину гейзеров.
Первичное закрепление
Упражнение 1
Найдите союзы. Определите их разряды. Поставьте, где надо, запятые.
1) Звезды меркнут и гаснут.
2) Здравствуй, солнце да утро веселое.
3) Добрая пословица не в бровь а в глаз.
4) Мал золотник да дорог.
5) Пошел не то дождь со снегом не то снег с дождем.
6) Все было уже тихо или казалось таковым.
Упражнение 2
Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. Поставьте запятые.
Образец: Листья пожелтели . …
1. Листья пожелтели и опали.
2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.
1. Пришла весна и ______________________________________________________________
2. Пришла весна и ______________________________________________________________
1. Солнце светит и ______________________________________________________________
2. Солнце светит и ______________________________________________________________
1. Деревья вновь зазеленели и ______________________________________________________________
2. Деревья вновь зазеленели и ______________________________________________________________
Упражнение 3
Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
Найдите сочинительные союзы и укажите, что они соединяют: однородные члены или части сложного предложения.
Самое пр__красное слово на з__мле – мама и оно звучит (на) всех языках мира од__нако__о нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки они всё умеют. У мамы самое верн__е и чутк__е сер__це. (В) нём (н__)когда (не) гасн__т любовь и оно н__ (к) чему (не) остан__тся равн__душным.
Тебе всегда нужна мать, её ласка её взгляд и тв__я любовь к матер__ делает радос__ной и светлой тв__ю жизнь.
Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов
Следует отличать союзы от омонимичных сочетаний слов других частей речи.
Союз (пишется слитно)
ТОЖЕ, ТАКЖЕ
Тоже = также ( = и), нельзя убрать же.
У вас тоже был выходной? = У вас также был выходной? = И у вас был выходной?
Я пришёл поздно, мой друг также опоздал. = Я пришёл поздно, мой друг тоже опоздал = Я пришёл поздно, и мой друг опоздал.
Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)
ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ
то же и так же (местоимение и наречие + частица же)
Можно поставить вопрос (что? какое?) ТО; (как?) ТАК.
Многие поступали (как?) так же, как мистер мой друг. (Же можно убрать.)
Кто-то делал (что?) то же, что и мой друг. (Можно добавить самое.)
Запомните!
- ЖЕ всегда слитно: а также.
- ЖЕ всегда раздельно:
- сочетания:
то же, что (и)
то же самое
одно и то же
так же, как (и)
- местоимения и наречия с частицей же:
та же, те же, такой же, ту же, тут же, там же и др.
Первичное закрепление
Упражнение 4
Слитно или раздельно?
- Не буду говорить об остальных актерах, они то(же) сыграли хорошо, просто хотелось выделить именно этот ансамбль.
- Непосредственно сам сюжет картины весёлый, и в (то)же время трогательно милый.
- Я то(же) давно не была в цирке, но пока нет возможности туда сходить.
- И вы выходите из своего тёплого дома в холодное утро и идёте навстречу другу, который то(же) не хочет идти ловить рыбу.
- То(же) самое относится к её преемнику, появившемуся в 1977 году…
- Он по жизни ни на что внимания не обращает, так что эта ситуация то(же) не будет исключением.
- Дальше было бы то(же), что и после 17-го года.
- Так, дрозд в одно и то(же) мгновение может пристально всматриваться в червяка, которого задумал схватить, и в кошку, которая крадётся к нему самому.
Упражнение 5
Слитно или раздельно?
Маринованные огурцы порезать кубиками, болгарский перец так(же) нарезать кубиками, грецкие орехи порубить.
- Думаю, так(же), как и многие из вас.
- Очень много времени уходит на открытие новых фирм и подразделений холдинга, а так(же) участие в новых проектах.
- Мне нужно просто в точности так(же) нарисовать.
- Минусы у первого фильма так(же) имеются, но уделять им особое внимание совершенно не хочется.
- К гусю так(же) подают красную капусту и карамелизованную картошку.
- Язык взглядов так(же) выразителен, как и язык жестов или слов.
- Добытые корни необходимо быстро вымыть в холодной воде и так(же) быстро высушить.
Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов.
Союз (пишется слитно)
ЗАТО
зато ( = но, однако) — союз
Роман у Мистера Фокса получился длинный, зато (=но) интересный.
Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)
ЗА ТО
за то (предлог + местоимение)
Можно поставить вопросы: за что?, за какое?
Надо отвечать за (что?) то, что ты говоришь.
Заверните за (какое?) то здание.
Первичное закрепление
Упражнение 6
Слитно или раздельно?
- Большая благодарность режиссеру (за)то, что он поднял в фильме такой интересный вопрос, как отсутствие у человека мечты.
- Правда, ноги отваливались, но (за)то довольства было…
- Россия выступает по-прежнему (за)то, чтобы находить договорённости между самими сторонами.
- Конечно, случился бы скандал, (за)то людей сберегли бы.
- (За)то «прочие расходы» в балансах нефтяных монополий раздуты до невероятных 30 процентов!
- Хочу вас поблагодарить (за)то, что вы откликнулись на моё приглашение и приехали.
- Пусть их не знает научный мир, (за)то их знает правительство.
- Всеми силами ищем человека, на которого можно было бы взвалить ответственность (за)то, что делаем мы сами.
Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов.
Союз (пишется слитно)
ПРИЧЁМ, ПРИТОМ
причём, притом ( = вдобавок, к тому же) — союзы
Рассказ у Мистера Фокса получился небольшой, притом содержательный.
Мистер Фокс ответил правильно, причём с первого раза.
Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)
ПРИ ЧЁМ, ПРИ ТОМ
при том, при чём (предлог + местоимение)
Можно поставить вопрос: при каком?
Мистер Фокс любит посещать драматический театр. При (каком?) том театре есть студия.
при том (предлог + местоимение)
“При чём здесь я? — спросил Мистер Фокс. — Я тут ни при чём”.
при чём (предлог + местоимение)
Первичное закрепление
Упражнение 7
Слитно или раздельно?
1) Разочарованный, он вернулся в Италию лишь в 56 году, и (при)том вернулся не в Рим, а в свою родную Верону.
2) Арнольд давал мне множество советов. Но (при)том никогда не бывал многословен.
3) Рассказывали, будто бы из находящихся (при)том доме обширных садов и оранжерей ни одна ягодка не шла к его столу, и все продавалось на Щукин двор.
4) (При)том положении, в котором они находились, они не могли поступать иначе.
5) Это получился просто слегка нестандартный биографический фильм, (при)чём довольно сухой.
6) Смотрю ― оба улыбаются, (при)чём совершенно одинаково.
7) Только не совсем ясно, (при)чём тут прокуратура и суд.
8) ― Да нет, ― вздохнула я, ― возраст тут ни (при)чём.
Итог урока
Продолжите любое из предложений, используя сочинительные союзы.
- Сегодня на уроке я _________ и __________ .
- Сегодня на уроке мне понравилось не только _________, но и _________ .
- Сегодня на уроке я не то __________, не то _________ .
- Сегодня на уроке я __________, а не ____________ .
- Сегодня на уроке я не столько __________, сколько _______ .
- Сегодня на уроке я _______, зато ________ .
- Сегодня на уроке мы __________ , я тоже ___________ .
Презентацию к уроку можно скачать здесь.
Другие материалы для ваших уроков, а также для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на канале "Учительская мастерская".