Найти в Дзене

Русский язык. 7 класс. Урок по теме "Союзы. Сочинительные союзы"

Оглавление

Данная разработка рассчитана на один спаренный или два обычных урока русского языка. На нем рассматриваются понятия "союз", "разряды союзов". Подробно изучаются сочинительные союзы, их группы и правописание.

Предлагаю готовую разработку и презентацию (ссылка на презентацию в конце статьи).

Работа с текстом

1) Прочитайте текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Объясните.

Митоз это деление клетки. Как известно, почти все клетки нашего организма время от времени делятся но это не банальное деление пополам а сложный многофазовый процесс. Однако прежде чем говорить о митозе и о другом клеточном делениии — мейозе, необходимо познакомиться со строением клетки.

Всё живое на планете Земля состоит из клеток — миниатюрных лужиц протоплазмы не видимых простым глазом. (Единственным исключением являются вирусы не имеющие клеточного строения).

Первым в этот удивительный мир заглянул любознательный голландец Антони ван Левенгук (1632 — 1723), трудолюбивый натуралист-самоучка.

(По книге В. Левитина «Удивительная генетика»)

2) Обратите внимание на выделенные слова. Продолжите фразы.

Митоз — это _________________________

Мейоз — это ________________________

Клетка — это _________________________

Вирусы не ____________________________

Антони ван Левенгук — натуралист-самоучка, который _________________________________________

Это произошло в начале _____ — конце _______ века.

3) Найдите в тексте союзы и определите, что они связывают.

Целеполагание

  1. Узнаем, что такое союз и каковы его функции.
  2. Познакомимся с видами союзов по структуре, употреблению, значению, происхождению.
  3. Подробно поговорим о сочинительных союзах, их функциях.
  4. Изучим правила правописания некоторых сочинительных союзов, научимся отличать их от омонимичных частей речи.

Поэтапное изучение нового материала. Первичное закрепление

Теоретический блок. Союзы. Группы союзов. Сочинительные союзы.

Союз — это служебная часть речи, которая служит для связи однородных членов, частей сложного предложения или предложений в тексте.

По структуре союзы делятся на простые и составные.

По употреблению союзы делятся на одиночные, повторяющиеся и парные.

По значению союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Союз не является членом предложения и не может входить в состав членов предложения.

Группы союзов по структуре

  • простые (1 слово): и, или, а, но, зато и др.

Мой друг купил костюм и туфли.

  • составные (более 1-го слова, стоящих рядом): так как, потому что, для того чтобы и др.

Мой друг опоздал на работу, потому что проспал.

Группы союзов по употреблению

  • одиночные (1 слово): и, или, либо и др.

Мой друг купил костюм и туфли.

  • повторяющиеся (ряд однотипных слов, разнесённых по предложению): и… и; или… или; то… то; ни… ни и др.

Это сделает или мой друг, или его брат, или кто-нибудь другой.

  • парные или двойные (2 разных элемента, разнесённых по предложению): как… так и; не только… но и; не столько… сколько; если не… то

Моему другу понравился не только свитер, но и пуло́вер. Если средств на карте хватит, то он приобретёт обе вещи.

Группы союзов по значению

  • Сочинительные союзы связывают однородные члены, части сложносочиненного предложения или предложения в тексте.
  • Подчинительные союзы связывают только части сложноподчиненного предложения.

Группы сочинительных союзов

1) соединительные

и, да (= и), тоже, также, ни… ни, как… так и

Мой друг любит путешествовать и открывать мир.

2) разделительные

или, либо, или… или, то…то,

не то… не то

Мой друг поедет или в Париж, или в Рим.

3) противительные

а, но, однако (же),

да (= но), зато

Мой друг хотел отправиться во Францию, но не смог.

4) градационные (сопоставительно-противопоставительные)

не только… но и,

не столько… сколько,

скорее… чем,

если не… то

Моего друга привлекают не столько памятники архитектуры, сколько красоты природы.

5) пояснительные

то есть, а именно

Мой друг решил уехать на Камчатку, а именно в Долину гейзеров.

Первичное закрепление

Упражнение 1

Найдите союзы. Определите их разряды. Поставьте, где надо, запятые.

1) Звезды меркнут и гаснут.

2) Здравствуй, солнце да утро веселое.

3) Добрая пословица не в бровь а в глаз.

4) Мал золотник да дорог.

5) Пошел не то дождь со снегом не то снег с дождем.

6) Все было уже тихо или казалось таковым.

Упражнение 2

Продолжите предложения дважды: чтобы получилось сначала предложение с однородными членами, затем сложное предложение. Поставьте запятые.

Образец: Листья пожелтели . …

1. Листья пожелтели и опали.

2. Листья пожелтели, и ветер сорвал их с деревьев.

1. Пришла весна и ______________________________________________________________

2. Пришла весна и ______________________________________________________________

1. Солнце светит и ______________________________________________________________

2. Солнце светит и ______________________________________________________________

1. Деревья вновь зазеленели и ______________________________________________________________

2. Деревья вновь зазеленели и ______________________________________________________________

Упражнение 3

Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

Найдите сочинительные союзы и укажите, что они соединяют: однородные члены или части сложного предложения.

Самое пр__красное слово на з__мле – мама и оно звучит (на) всех языках мира од__нако__о нежно.

У мамы самые добрые и ласковые руки они всё умеют. У мамы самое верн__е и чутк__е сер__це. (В) нём (н__)когда (не) гасн__т любовь и оно н__ (к) чему (не) остан__тся равн__душным.

Тебе всегда нужна мать, её ласка её взгляд и тв__я любовь к матер__ делает радос__ной и светлой тв__ю жизнь.

Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов

Следует отличать союзы от омонимичных сочетаний слов других частей речи.

Союз (пишется слитно)

ТОЖЕ, ТАКЖЕ

Тоже = также ( = и), нельзя убрать же.

У вас тоже был выходной? = У вас также был выходной? = И у вас был выходной?

Я пришёл поздно, мой друг также опоздал. = Я пришёл поздно, мой друг тоже опоздал = Я пришёл поздно, и мой друг опоздал.

Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)

ТО ЖЕ, ТАК ЖЕ

то же и так же (местоимение и наречие + частица же)

Можно поставить вопрос (что? какое?) ТО; (как?) ТАК.

Многие поступали (как?) так же, как мистер мой друг. (Же можно убрать.)

Кто-то делал (что?) то же, что и мой друг. (Можно добавить самое.)

Запомните!

  1. ЖЕ всегда слитно: а также.
  2. ЖЕ всегда раздельно:
  • сочетания:

то же, что (и)

то же самое

одно и то же

так же, как (и)

  • местоимения и наречия с частицей же:

та же, те же, такой же, ту же, тут же, там же и др.

Первичное закрепление

Упражнение 4

Слитно или раздельно?

  1. Не буду говорить об остальных актерах, они то(же) сыграли хорошо, просто хотелось выделить именно этот ансамбль.
  2. Непосредственно сам сюжет картины весёлый, и в (то)же время трогательно милый.
  3. Я то(же) давно не была в цирке, но пока нет возможности туда сходить.
  4. И вы выходите из своего тёплого дома в холодное утро и идёте навстречу другу, который то(же) не хочет идти ловить рыбу.
  5. То(же) самое относится к её преемнику, появившемуся в 1977 году…
  6. Он по жизни ни на что внимания не обращает, так что эта ситуация то(же) не будет исключением.
  7. Дальше было бы то(же), что и после 17-го года.
  8. Так, дрозд в одно и то(же) мгновение может пристально всматриваться в червяка, которого задумал схватить, и в кошку, которая крадётся к нему самому.

Упражнение 5

Слитно или раздельно?

Маринованные огурцы порезать кубиками, болгарский перец так(же) нарезать кубиками, грецкие орехи порубить.

  1. Думаю, так(же), как и многие из вас.
  2. Очень много времени уходит на открытие новых фирм и подразделений холдинга, а так(же) участие в новых проектах.
  3. Мне нужно просто в точности так(же) нарисовать.
  4. Минусы у первого фильма так(же) имеются, но уделять им особое внимание совершенно не хочется.
  5. К гусю так(же) подают красную капусту и карамелизованную картошку.
  6. Язык взглядов так(же) выразителен, как и язык жестов или слов.
  7. Добытые корни необходимо быстро вымыть в холодной воде и так(же) быстро высушить.

Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов.

Союз (пишется слитно)

ЗАТО

зато ( = но, однако) — союз

Роман у Мистера Фокса получился длинный, зато (=но) интересный.

Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)

ЗА ТО

за то (предлог + местоимение)

Можно поставить вопросы: за что?, за какое?

Надо отвечать за (что?) то, что ты говоришь.

Заверните за (какое?) то здание.

Первичное закрепление

Упражнение 6

Слитно или раздельно?

  1. Большая благодарность режиссеру (за)то, что он поднял в фильме такой интересный вопрос, как отсутствие у человека мечты.
  2. Правда, ноги отваливались, но (за)то довольства было…
  3. Россия выступает по-прежнему (за)то, чтобы находить договорённости между самими сторонами.
  4. Конечно, случился бы скандал, (за)то людей сберегли бы.
  5. (За)то «прочие расходы» в балансах нефтяных монополий раздуты до невероятных 30 процентов!
  6. Хочу вас поблагодарить (за)то, что вы откликнулись на моё приглашение и приехали.
  7. Пусть их не знает научный мир, (за)то их знает правительство.
  8. Всеми силами ищем человека, на которого можно было бы взвалить ответственность (за)то, что делаем мы сами.

Теоретический блок. Правописание сочинительных союзов.

Союз (пишется слитно)

ПРИЧЁМ, ПРИТОМ

причём, притом ( = вдобавок, к тому же) — союзы

Рассказ у Мистера Фокса получился небольшой, притом содержательный.

Мистер Фокс ответил правильно, причём с первого раза.

Сочетание слов других частей речи (пишется раздельно)

ПРИ ЧЁМ, ПРИ ТОМ

при том, при чём (предлог + местоимение)

Можно поставить вопрос: при каком?

Мистер Фокс любит посещать драматический театр. При (каком?) том театре есть студия.

при том (предлог + местоимение)

При чём здесь я? — спросил Мистер Фокс. — Я тут ни при чём”.

при чём (предлог + местоимение)

Первичное закрепление

Упражнение 7

Слитно или раздельно?

1) Разочарованный, он вернулся в Италию лишь в 56 году, и (при)том вернулся не в Рим, а в свою родную Верону.

2) Арнольд давал мне множество советов. Но (при)том никогда не бывал многословен.

3) Рассказывали, будто бы из находящихся (при)том доме обширных садов и оранжерей ни одна ягодка не шла к его столу, и все продавалось на Щукин двор.

4) (При)том положении, в котором они находились, они не могли поступать иначе.

5) Это получился просто слегка нестандартный биографический фильм, (при)чём довольно сухой.

6) Смотрю ― оба улыбаются, (при)чём совершенно одинаково.

7) Только не совсем ясно, (при)чём тут прокуратура и суд.

8) ― Да нет, ― вздохнула я, ― возраст тут ни (при)чём.

Итог урока

Продолжите любое из предложений, используя сочинительные союзы.

  • Сегодня на уроке я _________ и __________ .
  • Сегодня на уроке мне понравилось не только _________, но и _________ .
  • Сегодня на уроке я не то __________, не то _________ .
  • Сегодня на уроке я __________, а не ____________ .
  • Сегодня на уроке я не столько __________, сколько _______ .
  • Сегодня на уроке я _______, зато ________ .
  • Сегодня на уроке мы __________ , я тоже ___________ .

Презентацию к уроку можно скачать здесь.

Другие материалы для ваших уроков, а также для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ на канале "Учительская мастерская".