Исаак Глан продолжает рассказ о послевоенных дворах и их непременной принадлежности — шпане.
Тимуровские пунктиры нашей дворовой жизни спокойно уживались с проявлениями самой безжалостной жестокости и крайней нетерпимости, свойственной детскому возрасту. Двор – наша территория! Появись там малец из соседнего двора, быть ему битым! Не твоя земля! Справедливости ради скажу, что соседи поступали с нами точно также.
Иногда появления спонтанной ненависти диктовались вполне мирными причинами. Известно, что каждый двор болел за свою команду, болели всем скопом. Мы, например, за «Спартак». Братья Старостины были нашими богами. Верили самым невероятным рассказам, если они были на пользу команде. Например, мы верили, что на самые ответственные матчи спартаковцы ставят на ворота обезьяну. Та сидит на перекладине и прыгая с нее, ловит самые неберущиеся мячи. Кумир соседнего двора – ЦДКА, они смеялись над нами. Как такое можно пережить?
Враждебное отношение к сверстникам переносилось на их родителей. Но, возможно, то было просто непреодолимое желание нашкодить, сделать что-то непозволительное, запретное. Здесь я хочу рассказать об одной жестокой игре. Называлась она «постукалочка». Жила наша жертва в полуподвальном этаже соседнего дома, окна выходили в наш двор. Очень кстати. Не надо даже покидать свою территорию.
Подготовка к задуманному была простая: достаточно длинная и прочная суровая нитка, английская булавка и само орудие пытки - гвоздь или шайба. Булавка вкалывалась в раму или форточку, на нитке крепился груз, и мы, малолетняя шпана, спрятавшись за мусорным ящиком, методично отпускали и натягивали нить. Металлический предмет ритмично и безостановочно бил по стеклу. Такой стук любого мог свести с ума. Когда ошалелый сосед высовывался в форточку, одним движением нитки гвоздь поднимался вверх, мгновенно уходя из его поля зрения. Кто здесь? Никто. Прокричав проклятия в адрес неведомых мучителей, несчастный жилец замолкал. Но только он скрывался, мы вновь крепили булавку к раме. Стук продолжался. Мы были счастливы.
Стоит ли ностальгировать по такому прошлому? Не тот ли это случай, когда мило все, что прошло? Когда солнце было ярче, а трава зеленее? По мне – нет. Но прежнее солнце все равно прекраснее. И дружба крепче, и игры веселей.
Прохожу по улицам, останавливаюсь у домов, приглядываюсь, кто гуляет? Где юные обитатели корпусов, не сидят же по домам? Нет никого. Разве что мамы с колясками, да пенсионеры на лавочках. А ранние тинейджеры, самый веселый и отвязной возраст, они-то где? Видели ли вы когда-нибудь около дома, в котором живете, группу из нескольких пацанов? Не с кем ссориться, дружить и даже шкодить. Игры и общение заменил компьютер. Нарушен естественный ход взросления. Оно теперь происходит не благодаря личному опыту. Не отсюда ли неизлечимая, осуждаемая самими родителями инфантильность нынешних поколений? #исаак глан
P. S. Мнение "редакции" может не совпадать с мнением автора.
Начало: "Игры нашего двора".