Начало тут:
6) Проблемы с фотографированием на протяжении длительного времени.
Взгляд мутный (как спросонья) или задумчивый, устремленный внутрь себя, в сторону (чаще) или «сквозь» (реже); отсутствие широкой непринужденной улыбки или ее единичный, исключительный характер; сильное сжимание губ; частые попытки убежать из кадра, заслониться, спрятаться, вырваться из рук, если пытаются удержать; попытки выглядеть хорошо на фото путем неестественного выкатывания глаз, кривления губ, обнажения зубов, перекашивания плеч, склонения головы в одну сторону; попытки загородить свое лицо или тело руками, вещами; трудности с осанкой, прямым положением тела в пространстве.
Похожие проблемы начинаются и с видеосъемкой, когда ребенок начинает осознавать, что его снимают и снимают для чего-то. Пока не осознает или камера установлена в малозаметном месте — все отлично.
Решили мы однажды сделать на Новый год семейное фото и безуспешно фотографировали вместо 5-летнего сына пустое место. А на портрет для выпускного альбома в детском саду в 7,5 лет, где он один, его фотографировали дважды, в разные дни: не убегал, но закрывался то стулом, то руками, плечи держал неровно, не мог успокоиться, пробовал разные варианты лиц. И самое главное: сын сильно включен в семье только на меня, и лет до 5-6 только мне удавалось его сфотографировать так, чтобы он улыбался и смотрел хотя бы приблизительно в сторону фотоаппарата. До сих пор по фотографиям прошлых лет легко определить, кто его фотографировал — мама или не-мама.
7) Стереотипные, самостимулирующие движения (стимминг).
Раскачивания, кружения, верчение предмета в руках, резкие взмахи конечностями и так далее.
Однажды перед осенним утренником я услышала, какое-то странное бормотание и решила заглянуть во внутренний коридор группы. Я была уверена, что мой сын, переодетый к празднику, уже давно в группе со всеми. Но в коридорчике стоял и раскачивался, глядя в никуда, улыбаясь неизвестно чему, именно мой сын. Он повторял одну и ту же фразу: "Я — король!"
Утренник прошел хорошо. Оказалось, что шапку из картона с изображением фрукта сын воспринял как корону и так настраивал себя на социальное взаимодействие.
Можно приучить ребенка к таким самостимуляциям, которые будут его успокаивать, не привлекая большого внимания других. Я охотилась за сыном по всей квартире, когда замечала совсем уж странные движения. Предложила сыну придумать победный танец. Покупали ему игрушки-антистресс.
8) Ритуализм.
Вся наша жизнь окружена ритуалами: вставание по будильнику, утренний душ, утренняя и вечерняя чистка зубов, приветствия и прощания, выбор одежды для учебы и работы, время и способы принятия пищи и напитков, вечерняя ванна, просмотр ТВ перед сном и многое другое. Нормотипичные люди сравнительно легко адаптируются к нарушению или неисполнению привычных ритуалов, сбоям в привычном ритме жизни, так как осознают значимость и суть тех или иных действий в конкретном месте в текущий момент времени. Но аутисты демонстрируют в подобных случаях куда большую чувствительность к изменениям.
Во-первых, аутистов сложно приучить к ритуалам. Мой сын до пяти лет не здоровался с соседями, не смотрел на них. Однако я ежедневно здоровалась с соседями всех подъездов, поэтому все стали здороваться и с нами, бабушки на лавочках улыбались и часто пытались пообщаться с сыном. Однажды, когда мы как обычно возвращались из садика, сын развернул голову к соседкам и поздоровался с ними сам. Так он освоил этот ритуал.
Во-вторых, привычные ритуалы аутисты выполняют автоматически, поэтому разорвать, ослабить, дополнить сложившуюся связь между действиями трудно. Нарушения последовательности действий по отхождению ко сну или при проведении занятия, организации игры, приема пищи, прогулки приводят к слезам, истерике, расстройству аппетита или сна. Например, ребенок в шкафчике постоянно хранит любимую игрушку, потому что только с ней хорошо засыпает в сончас в детском саду. Или долго не может расстаться с одеждой при смене сезона. Или носит шапку в помещении и даже спит в ней. В детском саду мой сын отказывался переодеваться для музыкальных занятий и физкультуры. Особенно возмущался, что за короткое время приходится менять много разной обуви: сандали, чешки, кеды, сапоги. "Раньше такого было не надо!", — возмущался сын.
Не тот объем пищи, не та форма котлет, не тот прибор, не такой узел на шарфике, не тот головной убор — и все, ребенок не может успокоиться, обижен на весь мир, требует сделать так, как привык. При этом он готов голодать, никуда не идти, отстаивать важные для себя мелочи неделями, месяцами, годами. В случае с моим сыном бытовое противостояние ребенка воспитателям продолжалось весь период нахождения в детском саду. Оно смягчалось с возрастом, по мере привыкания к конкретным людям, но место одних объектов борьбы занимали другие (к примеру, место столовых приборов — письменные принадлежности).
Окончание тут:
#психическое расстройство #диагностика аутизма #обсессивно-компульсивное расстройство