Найти тему
Спросите Машу!

Родители и дети: Садимся делать уроки и все заканчивается скандалом, я понимаю, что это неправильно, как быть?

Привет! Вы на канале Спросите Машу.

И сегодня я разберу такую ситуацию:

“Когда я сажусь делать уроки со своим сыном, обычно все заканчивается тем, что я не сдерживаюсь и кричу на ребенка. Я понимаю, что это неправильно, но ничего сделать не могу. Посоветуйте, как мне быть.”

Думаю, что это знакомая ситуация для многих родителей.

И как же быть?

Я неоднократно писала, что эмоции нельзя подавлять, что это плохо для организма. И это действительно так.

Но, бывают ситуации, когда человек испытывает сильные эмоции, но у него нет возможности проявить эту эмоцию, потому что это может принести вред и будет неправильным. Именно для таких случаев хорошо подойдет метод, который называется “Контейнирование” и сегодня я вас с ним познакомлю.

Контейнирование - от слова контейнер. То есть эта какая-то невидимая коробочка, в которую вы можете положить свою эмоцию.
-2

ВАЖНО не подавить эмоцию!

В чем разница, между “подавить эмоцию” и “применить метод Контейнирование”?

Давайте я попробую разобрать ситуацию, описанную в начале статьи, как это обычно бывает:

Вы мама и делаете со своим ребенком уроки. Ребенку сложно и вообще неохота, а возможно и не интересно, поэтому он отвлекается, у него ничего не получается. Вполне естественно, что у вас начинает нарастать раздражение. И вы по опыту знаете, что если вы проявите раздражение, то ничего хорошего не получится, ребенок лучше выполнять задание не будет, а ваше раздражение только усугубит ситуацию.

Очень часто в таких случаях мама пытается подавить раздражение. То есть, мама будет стараться не замечать раздражение, вести себя так как будто этого раздражения нет. При этом она будет чувствовать внутренний дискомфорт, но будет стараться всеми силами сохранять спокойствие.

Но это так не работает! Потому что любая эмоция возникает не просто так. Эмоция внутри себя содержит сообщение для вас и если вы не слышите это сообщение и игнорируете эмоцию, то она начинает усиливаться.

Сначала эмоция вам шепчет информацию, если вы не слышите, она начинает говорить полным голосом, если вы опять не слышите она начинает кричать.

И в нашем примере, мама игнорирует легкое раздражение, но оно никуда не девается, а только начинает нарастать. И в какой-то момент мама не выдерживает, потому что эмоции станет слишком много и срывается на ребенке. Потом мама, конечно, будете сожалеть об этом, но все уже случилось.

Как работает метод “Контейнирование эмоции”:

В тот момент, когда вы начинаете испытывать раздражение, вы вместо того, чтобы отвернуться и игнорировать эмоцию - разворачиваетесь к ней лицом.

Что это значит?

1. Мысленно спросите себя: Что я сейчас чувствую? Какая это эмоция? И мысленно называете ее.

Например: “я злюсь”.

2. Теперь задайте себе вопрос: Что именно меня злит?

Ответы могут быть самыми разными.
Вы можете вдруг обнаружить, что вы очень устали и хотите отдохнуть, а вместо этого вам нужно заниматься с ребенком. И вам хочется этот процесс завершить быстрее, а он затягивается - это и вызывает злость.
Или
У вас есть в голове амбиции, что ребенок должен быть отличником, а у него не идут какие-то предметы. И когда вы видите, что поведение ребенка не соответствует какому-то  придуманному у вас в голове образу - вы злитесь.
Или
У вас нет амбиций по поводу ребенка-отличника, но вы хотите дать ребенку все самое лучшее. Вы стремитесь быть идеальной мамой. И тут, когда вы видите, что у ребенка несмотря на ваши усилия не получается, вы чувствуете себя плохой матерью. На самом деле, за вашей злостью в этом случае стоит другая эмоция - это чувство вины.

Вам важно увидеть и понять причину своей эмоции.

3. За любой эмоцией стоит импульс, который побуждает вас ее испытывать.

Задайте вопрос: Для чего я испытываю эту эмоцию? Что я хочу добиться этой эмоцией?

Вы можете прекрасно понимать головой, что своим раздражением и злостью вы ничего не добьетесь. Но на бессознательном уровне, вы верите, что ваше раздражение поменяет ситуацию и именно это убеждение вызывает этот импульс.

Например:
У вас может быть подсознательное убеждение: я накричу на ребенка, он соберется и сделает то, что я от него требую.

Что в итоге:

Когда вы таким образом анализируете свою эмоцию:

-3

Уже в этот момент интенсивность эмоции начнет быстро снижаться. И у вас появляется возможность положить эту эмоцию в мысленный контейнер и действовать не под влиянием своих эмоций, а в своих интересах.

Прочитав это, вам может показаться, что для такого анализа нужно много времени, а ситуация требует быстрых решений.

Действительно, сначала такой анализ трудно провести быстро, вам нужен определенный навык. Поэтому сначала анализируйте свои эмоции постфактум.

Наверняка, возникшая ситуация у вас не единичная, скорее всего она у вас периодически повторяется. И внутри таких ситуаций ваши эмоции идентичны и механика формирования этих эмоций одинакова. Поэтому проанализируйте их.

Проделав так несколько раз, когда вы снова окажетесь внутри подобной ситуации, вы сможете быстро проделать нужный анализ и справится со своими эмоциями.

"Коробочка" без дна?

У любой коробочки есть определенный размер. В какой-то момент в вашей коробочке места не останется и эмоции вас начнут переполнять. Поэтому важно освобождаться от эмоций, которые вы туда положили. Один из способов освободиться от эмоций -проявление их вовне.

Важно!

Этот метод нужно применять только в том случае, когда у вас нет возможности выразить свои эмоции. Если вы удерживаете эмоцию, потому что не можете ее правильно выразить вовне, тогда это уже не Контейнирование. У вас внутренние ограничения, которые не дают правильно проявляться эмоциям и над этим уже вам нужно работать.