Курс "Прояснение Пранаямы" https://www.yoga108ttc.ru/kurs-pranajam/
В пранаяме существуют две группы взаимодополняющих техник саморегуляции:
1) Соматопсихические техники — для развития контроля над физиологическими процессами, для того чтобы «сделать ум пригодным» для сосредоточения и самонаблюдения.
В их основе — произвольный дыхательный ритм в сочетании с разными видами кумбхак (задержек дыхания), которые поддерживаются бандхами (техниками прямой рефлекторной стимуляции) и сопровождаются дришти (приемами фиксации и перераспределения непроизвольного зрительного внимания).
2) Психосоматические техники — для развития контроля над процессами высшей нервной деятельности, где управление вниманием первично, а «физиологический фон» вторичен.
Это техники сосредоточения и перераспределение внимания по разным модальностям, связанным с разными системами репрезентации - кинестетической, аудиальной, визуальной.
В их основе — ротация внимания в теле в строго определенном порядке — нади-дхарана и чакра-дхарана («соматическая визуализация») — одновременно с мысленной рецитацией биджа-мантр или сложносоставных мантр (аудиализацией), в отдельных случаях с непосредственной визуализацией каналов нади, чакр, «священных символов» и т.п.
Состав этого широчайшего технического инструментария варьируется в зависимости от традиции, воззрений, заявленных целей и методов, характерных для той или иной школы.
В полном объеме практика пранаямы включает мудры (буквально «печать») и крийи (буквально «действие») — все перечисленные элементы этих групп, объединенные в разных сочетаниях и в разных последовательностях .
Первая группа техник, развивая произвольный контроль над дыханием, имеет целый ряд полезных для здоровья физиологических эффектов:
- повышение иммунитета дыхательной системы;
- улучшение кровоснабжения тканей и органов;
- оптимизация мозгового кровообращения;
- стимуляция «тканевого дыхания», процессов гомеостаза (работы митохондрий в клетках) и аутофагии (удаления поврежденных органелл).
Вторая группа техник, имея в своей основе устойчивый дыхательный ритм и «опираясь» на соматику, развивает способность к концентрации и перераспределению внимания:
- формирует новые устойчивые нейронные связи, расширяя нейронную сеть и замедляя процесс старения мозга;
- синхронизирует работу полушарий и развивает способность к параллельной обработке разнородной информации;
- повышает психоэмоциональную стрессоустойчивость;
- раскрывает творческий потенциал.
Будем иметь в виду, что все это прикладные, а иногда и побочные эффекты практики, которые в традиционной пранаяме используются для развития дхараны (произвольного внимания) и дхьяны (сноска 10) — с целью очищения ума от клеш (омрачений — сноска 11) и прекращения дукхи (неудовлетворенности — сноска 12).
Сноска 10. Дхьяна (буквально «поглощенность», «растворение») — одна из стадий собранности однонаправленного ума, в которой имеет место опора на сам «процесс», а не на содержание — непосредственно на внутреннее состояние. Это состояние имеет три аспекта — ощущение, ясность и пустота (непорождение умом содержаний). В системе восьмичастной раджа-йоги Патанджали дхьяне предшествует пратьяхара (сворачивание чувственного восприятия) и дхарана (однонаправленное сосредоточение), дхьяна переходит в самадхи (прозрение). Когда эти стадии освоены, они практикуются вместе — дхьяна совместно с дхараной и самадхи является самьямой (средством познания качеств объекта, на который направлено внимание).
Сноска 11. Клеша — то, что «пятнает», «загрязняет», «мучает». В контексте раджа-йоги клеши — это подсознательные программы ума, оказывающие влияние на мышление, состояние, поведение и коммуникативные процессы. Актуализация клеш способствует возникновению когнитивных искажений, оказывая влияние на восприятие и мышление. Практика раджа-йоги направлена на устранение действия клеш путем распознавания текущего состояния сознания и культивации умелых качеств ума — аклеша.
Сноска 12. Дукха — буквально «тягота», «неудовлетворенность», «страдание» — неспособность ума к полному и окончательному удовлетворению чем бы то ни было, результат цепляния и привязанности к чувственным удовольствиям, процессам «становления» — предвкушения и желания продолжения существования в любых приятных внутренних состояниях, и «прекращения» — невыносимость присутствия в сознании чего-либо неприятного. Дукха связана с клешами: рага и двеша (влечение и отвращение) — следствие цепляния ума к приятному и неприятному, асмита — привязанность к ощущению так называемой самости, личности, обладающей неким набором качеств и предпочтений (характером, привычками, типом мышления и т. п.), абхинивеша (страх смерти) — цепляние к продолжению существования — все это считается следствием действия корневой клеши авидьи (неведения) — неспособности осознать омрачения, «неосведомленности» о текущем состоянии ума, отсутствия понимания того, как в сознании возникает дукха.