Есть статистика, которая говорит о том, что россияне стали реже пользоваться заказными автомобилями. В этом материале вместе с экспертами разберемся в профессиональной составляющей работы таксистов и поговорим о безопасности пассажиров.
В 2022 году россияне стали реже пользоваться такси. Расходы на этот вид транспорта составили 30% от остальных трат из этой категории, средний чек за проезд на такси составил 313 рублей. Большинство опрошенных используют для расчета за проезд банковскую карту, и только 7% платят наличными средствами.
Специалисты в свою очередь считают, что причина падения интереса к заказным авто с водителем все-таки в безопасности, которая явна хромает. Таксомоторных компаний очень много, цена на поездки невысокая, отсюда и многие проблемы. Как повлиять на эту печальную тенденцию объясняет автоэксперт "Авторадио Санкт-Петербург" Дмитрий Попов:
— В этих условиях водитель может обеспечить себе достойный заработок только путем нарушения различного рода правил дорожного движения, двигаясь быстрее, нарушая правила, для того чтобы увеличить количество поездок, которые может совершить за смену. Если ограничить количество выданных лицензий, то есть, ограничить количество людей, которые могут предоставлять пассажирскую перевозку, то цена станет на таксомоторный сервис чуть-чуть дороже, и, соответственно, это должно отыграться на требованиях к соблюдению правил дорожного движения. Необходимо, чтобы они раз в 3 месяца приходили и сдавали экзамен по правилам дорожного движения в каком-то подразделении, и получали бумажку. Не сдаешь по ПДД – не получаешь заказы.
Кроме того, нередко именно таксисты становятся участниками конфликтов на дорогах. На это может быть много причин, начиная от банального не соблюдения скоростного режима и заканчивая здоровьем водителей, которых обязательно должны проверять медики перед поездками.
— Процедура выпуска на линию не осуществляется, по моему мнению, ни в одном из таксомоторных сервисов. Процедура предполагает не только проверить исправное состояние автомобиля, его частоту и все, что с этим связано, но и в том числе провести медицинское освидетельствование водителя. Увидеть, кто он, что он и в каком он состоянии. Это сделало бы ситуацию немножко построже. И в этой связи, я в свое время предлагал, чтобы эта процедура носила какой-то очень четко фиксированный характер. Например, мы в разных районах города, например, на заправочных станциях, вблизи моечных пунктов ставим будки, в которых сидит механик с зеркалами и с небольшим набором приспособлений, и сидит врач, который обладает средствами проверки состояния, хотя бы первичного - зрение, алкоголь и так далее. Они отмечают путевой лист таксисту по-честному. Этот путевой лист регистрируется в интернет-сервисе, который предоставляет ему заказы и следит за временем. Вот с этого момента начали выдавать заказы, а через 8 часов на этот путевой лист заказы закончили выдавать. В этом случае произойдет контроль за соблюдением режима труда и отдыха. Такая немножко мистическая история, но я точно знаю, что Комитет по транспорту рассматривает в том числе и варианты, связанные с использованием телемедицины, для того чтобы проверять состояние таксистов. Второй момент, который касается допуска таксистов к управлению транспортным средством, заключается в том, как и каким образом они получают российское национальное водительское удостоверение. Напомню, что в таксомоторном транспорте можно работать только с таким удостоверением. Когда мы видим, что таксист не в состоянии разговаривать по-русски, возникает много вопросов о том, как он вообще получил российское водительское удостоверение. Экзамен по правилам дорожного движения предполагает хорошее знание русского зыка, умение понимать сложные по смыслу вопросы и выбирать правильные ответы. Я довольно часто сталкиваюсь с таким на бюджетных тарифных планах таксомоторных сервисах. Сидят люди, которые не в состоянии и навигатору правильно набрать или наговорить адрес, куда надо ехать.
Есть и еще одна популярная претензия к водителям такси – когда он не знает дороги, не ориентируется на местности. Важно ли это умение для таксиста отвечает председатель таксомоторного предприятия Юрий Вейков:
— Естественно, водитель должен хорошо понимать и знать за какое время он может проехать от аэропорта Пулково до проспекта Просвещения, как лучше проехать ночью, по каким дорогам оптимальнее ездить днем. Потому что это вопрос не только качества услуги, но и безопасности, а это все идет от квалификационных знаний и требований. В советское время были сезонные инструктажи, система проверок, повышения квалификации. Сейчас это все применяется только на автобусных перевозках, а сфера такси развивается отдельно. Хотя и для автобусных, и для таксомоторных перевозок требования одинаковые, главное из них – безопасность дорожного движения.
Ну и самое главное, если вы не довольны оказанной вам услугой, если водитель вел себя грубо или нарушал ПДД. Вы должны знать, куда обращаться.
— Оптимальный вариант - писать претензии в Комитет по транспорту и государственные органы, которые занимаются защитой прав потребителей. Как правило, они достаточно оперативно на них реагируют. Но, к сожалению, не исключены варианты, когда водители, которым запрещают работать, переходят к другому агрегатору. Уровень нелегального рынка в Петербурге достаточно высокий.
Между тем, российские таксопарки столкнулись с проблемами, которые могут потенциально привести к сокращению их количества и возвращения на дороги «бомбил» — частных нелицензированных таксистов. Об этом пишет РБК. Представители компаний рассказали изданию, что у бизнеса вызывают озабоченность повышение платежей по лизинговым договорам, дефицит и подорожание машин и запчастей, выросшее ОСАГО, отсутствие роста цен на поездки вместе с падением спроса на услуги такси, а также текучка кадров. Власти и агрегаторы рассматривают варианты поддержки участников рынка. Ранее один из крупнейших сервисов заказа такси «Ситимобил» объявил о закрытии с 15 апреля.