Найти в Дзене

Банкротство госслужащего: условия и порядок признания госслужащего банкротом

Оглавление

У государственного служащего (ГС), как у любого человека, в силу различного рода обстоятельств, хотя и кажущихся ранее невозможными, может сложиться ситуация, когда его финансовые доходы оказываются значительно меньше обязательных расходов. И значит погашать долги не представляется возможным.

Подобные ситуации послужили основанием для законодателей определить особенности банкротства граждан и внести поправки в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве).

Действительно, требовалось с одной стороны законодательно обеспечить защиту гражданина от различного рода кредиторов (взыскателей), требования которых он не в состоянии удовлетворить, а с другой — защитить интересы каждого взыскателя, обеспечив сохранность имущества обанкротившегося гражданина и справедливое распределение этого имущества между ними.

Что такое банкротство государственного служащего?

Конечно, возникает резонный вопрос: возможно ли гражданину, занимающему должность государственной службы и получающему деньги за счет средств соответствующего бюджета, обанкротиться? Допустимо ли это? Безусловно, это определенного рода имиджевые потери для органов госвласти и подрыв деловой репутации непосредственно для ГС (и среди сослуживцев и среди населения).

Однако в законодательстве, в том числе в Федеральном законе о несостоятельности (банкротстве), отсутствуют запреты для ГС признавать себя банкротом лишь потому что он является ГС.

Вместе с тем следует иметь в виду, что такие запреты установлены Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) для всех без исключения граждан у которых имеется непогашенная (неснятая) судимость за экономические преступления, или гражданин признавался банкротом менее 5 лет назад, или гражданин привлекался к ответственности за ложное или фиктивное банкротство. И наконец, план реструктуризации в рамках банкротства принят менее 8 лет назад.

Итак, банкротство граждан в целом, и частности ГС – это факт признания арбитражным судом неспособности рассчитаться с требованиями по денежным обязательствам и (или) уплатить обязательные государственные платежи и, следовательно, освободиться от долгов .

В каких ситуациях госслужащие становятся заложниками своей несостоятельности?

Как только не формировать семейный бюджет, планировать доходы и расходы, реальная жизненная ситуация может значительно измениться. Например, надо оплачивать планируемую ипотеку, услуги ЖКХ, налоги, а тут внезапные расходы на штрафы, лечение, обучение детей, похороны близких и т.п.

Тогда, когда ГС не имеет возможности самостоятельно исправить свое финансовое положение (продать авто, дачу и т.п.),

  • а размер неисполненных денежных обязательств и (или) обязанности по уплате обязательных платежей (как с наступившим сроком исполнения, так и с ненаступившим) в совокупности составляет не менее пятисот тысяч рублей,
  • и погашение долгов перед одним или несколькими взыскателями приведет к невозможности исполнения обязательств и (или) обязанностей по оплате долгов перед другими взыскателями,

ГС обязан обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании себя банкротом .

Что надо знать госслужащему при подаче заявления в суд о признании его финансово несостоятельным?

В первую очередь то, что если «ничего не делать» и «тихо плыть по воде» у работодателя появятся весомые основания для увольнения ГС в связи с утратой доверия. И это понятно. Работодатель вправе будет предполагать, что у ГС, попавшего в тяжелую финансовую ситуацию может появиться соблазн ее исправить с «помощью» занимаемой государственной должности, поэтому ГС этот факт и скрывает.

Очевидно, что ГС необходимо незамедлительно написать заявление в произвольной форме на имя непосредственного начальника, указав в нем причины возникновения такой финансовой ситуации и о планируемом обращении в арбитражный суд.

При этом у ГС, занимающего руководящую должность на госслужбе, последствия банкротства более серьезные. Дело в том, что Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве) предусматривается, что гражданин, признанный банкротом, не вправе занимать руководящие должности в течении 3 (трех) лет.

В данном случае, когда у ГС появились маломальские предпосылки для банкротства, ему необходимо «перемещаться на неруководящую должность госслужбы» или уходить на работу в коммерческую организацию.

ГС следует также иметь ввиду, что процесс банкротства в арбитражном суде финансово затратная «процедура». В среднем по самым скромным подсчетам необходимо будет изъять из семейного бюджета около ста тысяч рублей.

Сюда входят затраты по оплате госпошлины, публикаций сведений в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве, услуг финансового управляющего (к фиксированной сумме вознаграждения прибавляется 7% от размера долгов, которые должник вернул взыскателям, или 7% от стоимости реализованного имущества), услуг по оценке имущества и др.

Кроме того, как показывает практика, максимальный срок от подачи заявления в арбитражный суд до вынесения решения о признании ГС банкротом может занимать до 4 лет, минимальный — от 7 до 10 месяцев.

Наверняка неприятным для ГС, как и для любого человека, является тот факт, что в ходе проведения процедуры банкротства заработная плата, счета ГС переходят в распоряжение финансового управляющего. ГС выделяется деньги в размере прожиточного минимума на него и на каждого из его иждивенцев.

Какие документы необходимо прикладывать к исковому заявлению о признании госслужащего банкротом?

ГС взвесив все «за» и «против», еще раз обдумав все возможности погашения долгов, вынужден все-таки обратиться в арбитражный суд.

В случае, если у ГС отсутствуют финансы (что вполне естественно) на привлечение адвокатов, необходимо скрупулезно изучить постановление Пленума Верховного Суда от 13.10.2015 № 45 о некоторых вопросах, связанных с процедурами, применяемыми в делах о банкротстве граждан, и упоминаемые в нем статьи Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

Итак, подать заявление в арбитражный суд необходимо по месту постоянной регистрации ГС.

Какой-то обязательной формы заявления нет. Оно должно быть составлено с учётом требований процессуального законодательства.

В заявлении необходимо указать дату, когда ГС выявил, что не в состоянии погасить долги; их сумму; перечень своего имущества, сведения о наличии банковских счетов и вкладов, а также требование о признании ГС банкротом.

К заявлению следует приложить:

  • копии паспорта (все заполненные страницы),
  • копии свидетельств о браке и о рождении детей,
  • о присвоении ИНН (выдает налоговая инспекция), СНИЛС,
  • квитанцию об оплате госпошлины,
  • квитанцию о внесении 25 тысяч рублей на депозит для оплаты услуг финансового управляющего либо ходатайство об отсрочке уплаты денег до даты суда, если это необходимо,
  • справки о болезни (при серьезном/хроническом заболевании, требующим дорогостоящего лечения),
  • иные сведения и копии документов.

К заявлению ГС о признании его банкротом обязательно должны быть приложены документы, перечисленные в пункте 3 статьи 213.4 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве).

Как проходит банкротство госслужащих?

Арбитражный суд на основании заявления ГС, заседание которого назначается, как правило, через 1,5-2 месяца после принятия заявления, проверяет обоснованность заявления о признании его банкротом.

Суд проверяет наличие долгов на сумму более пятисот тысяч рублей, срок просрочки исполнения обязательств по оплате долгов (более трех месяцев); недостаточность денежных средств и иного имущества для погашения долга.

В случае признания заявления ГС обоснованным, определением арбитражного суда вводятся процедура банкротства и реструктуризация долгов ГС, которая необходима для возможности погашения им своих долгов, назначаются финансовый управляющий из числа арбитражных управляющих и дата очередного заседания.

На этом заседании финансовый управляющий должен отчитаться о проведении первого собрания взыскателей и анализе финансового состояния ГС. Это необходимо для установления возможности восстановления платежеспособности ГС, а также для организации формирования плана реструктуризации.

В данном плане должны быть указаны срок его реализации, все без исключения взыскатели с суммами долгов и график их погашения. Согласно плану ГС будет обязан выплачивать сумму долга в течение не более 3-х лет и погасить не менее 80% от общей суммы долга, зафиксированной судом. План подлежит утверждению общим собранием взыскателей и арбитражным судом.

В случае если доход ГС не достаточен для погашения долга, реструктуризация невозможна.

Если план реструктуризации не выполняется, то на очередном судебном заседании решается вопрос о признании ГС банкротом, и арбитражным судом принимается решение о выявлении и реализации имущества ГС с целью его продажи для погашения долгов перед взыскателями.

К такому имуществу не может быть отнесено имущество ГС, указанное в статье 446 ГПК :

  • единственное жилье, земля, на котором расположено единственное жилье,
  • предметы домашнего обихода (одежда, продукты, необходимая мебель и техника),
  • имущество для профессиональной деятельности в сумме до 10 тыс. рублей.

Одновременно к финансовому управляющему переходит контроль над счетами ГС, который ведет все дела от его имени.

После всех процедур по выявлению и реализации имущества ГС, погашению возможных долгов, арбитражным судом на основании соответствующего обращения совещания взыскателей принимается решение о вынесении определения о прекращении производства по делу и завершении процедуры банкротства ГС.

О внесудебном порядке признания госслужащего банкротом

Внесудебная процедура банкротства, то есть через МФЦ, для ГС возможна с конца 2020 г. Общий размер долгов (в частности, займы, кредиты, включая проценты по ним, налоги и сборы, договоры поручительства, алименты) ГС должен составлять от 50 000 до 500 000 рублей.

Представляется, что с учетом ранее высказанных соображений о реально возможных репутационных потерях для ГС к данной процедуре прибегать не стоит, независимо от того собирается ли ГС продолжать госслужбу или с нее уволиться. Тем более это право, а не обязанность ГС.

В случае если все-таки это сделать крайне необходимо, акцентируем внимание на следующем.

Внесудебная процедура банкротства возможна только при условиях, установленных Федеральным законом о несостоятельности (банкротстве):
  • в отношении гражданина окончено исполнительное производство в связи с тем, что у него нет имущества, на которое можно обратить взыскание, то есть исполнительный документ возвращён взыскателю,
  • после возвращения исполнительного документа не возбуждались другие исполнительные производства, которые не окончены или не прекращены на момент проверки МФЦ.

ГС нужно подать заявление в письменном виде в МФЦ по месту жительства или пребывания. К нему приложить список всех взыскателей.

Спустя 6 месяцев после проведения необходимых процедур, МФЦ включает в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве информацию о завершении процедуры. С этого момента ГС освобождается от обязательств перед взыскателями в размере суммы, указанной в его заявлении.

Нами обозначены только основные аспекты процедуры банкротства ГС. Конечно, есть еще много нюансов. Важно то, что любой ГС, попавший в тяжелую жизненную ситуацию и прошедший судебную процедуру банкротства, т.е. «семь кругов ада», избавился от финансового бремени.

А значит жизнь продолжается!