Российские компании столкнулись с очередным кризисом: доходы падают, клиенты уходят, а торговые площадки в социальных сетях моментально превратились в тыкву. Теперь каждому предпринимателю важно рационально подходить к ведению бизнеса, сокращать расходы и находить новые возможности.
Ниже 5 рекомендаций, чтобы справиться с кризисом. Подготовлено и проверено на бизнесах из разных сфер ведущими экспертами сервиса учета финансов ПланФакт.
Совет 1. Сократите издержки
Часто предприниматели в тяжелые времена снижают расходы на рекламу и маркетинг. Но ни к чему хорошему это не приводит. Важно уменьшать издержки без ущерба бизнесу. Как это сделать?
- оптимизируйте зарплатный фонд — привяжите систему мотивации сотрудников к прибыли компании, рассмотрите перевод части работников на удаленку или сдельную оплату труда, переведите часть бизнес-процессов на аутсорсинг;
- планируйте доходы и расходы, избавьтесь от кассовых разрывов — начинайте вести бюджет движения денег или платежный календарь;
- проанализируйте складские запасы и избавьтесь от залежавшегося товара;
- оптимизируйте налоги.
Все 16 способов снизить расходы без ущерба бизнесу с примерами из жизни реальных предпринимателей мы собрали в бесплатной методичке. Скачивайте и снижайте издержки уже сегодня.
Среди наших клиентов есть рекламное агентство, по которому сильно ударил уход иностранных компаний с российского рынка. Поэтому руководство отказалось от офиса в центре Москвы и перевело почти всех сотрудников на удаленку. А для остальных арендовало комнату в коворкинге. Так агентство экономит около 500 000 рублей в месяц.
Совет 2. Пробуйте новые маркетинговые каналы
В марте Роскомнадзор заблокировал несколько соцсетей, которые для многих компаний были главными площадками привлечения клиентов. При этом VPN не решает проблему запуска таргетированной рекламы в России. Сейчас это невозможно.
Но блокировка одних соцсетей открыла дорогу другим. По данным агентства Brand Analytics, в марте выросло количество контента и активных авторов в Telegram, ВКонтакте и Одноклассниках. Кроме того, популярность набирает блогерская платформа Яндекс Дзен и Avito
Рекомендуем изучить, в каких соцсетях сидит ваша целевая аудитория в новых реалиях, и протестировать рекламные возможности новых площадок.
Например, один из наших клиентов занимается шитьем и продажей медицинской одежды. Его целевая аудитория – медицинские сотрудники и студенты-медики, которые активно используют ВКонтакте. Именно туда он и направил большую часть рекламного бюджета на продвижение бренда. За месяц ему удалось вернуть около 80–85% выручки, которую приносили старые соцсети.
Совет 3. Актуализируйте свой ассортимент
В кризисные периоды спрос на товары и услуги может сильно меняться. Это связано со множеством причин, главная из которых – поведение покупателей. Актуальный пример: массовая скупка сахара в розничных магазинах.
Поэтому важно пристально следить за изменением спроса на ваши товары и услуги. Если он падает, особенно на позиции с низкой маржинальностью, нужно немедленно актуализировать каталог.
У одной из стоматологических клиник Петербурга в марте упал спрос на эстетические услуги вроде отбеливания и установки виниров. А вот на установку пломб – вырос. Тогда директор клиники запустил новые рекламные кампании, с акцентом именно на лечебные процедуры. И он не прогадал: ему удалось компенсировать снижение спроса на эстетические услуги и даже увеличить выручку на несколько процентов.
Совет 4. Воспользуйтесь поддержкой от государства
В начале марта правительство утвердило меры поддержки для российских предпринимателей. Среди них – льготное кредитование. Так, ставки для малого бизнеса будут не выше 15%, а для среднего — не выше 13,5%. Это хорошая возможность не только для поддержки нынешних бизнес-процессов, но и для запуска новых.
Среди наших клиентов пока еще никто не может похвастаться оформлением льготных кредитов: они в процессе подачи документов. Но известно, что многие компании из IT-сферы уже начали получать деньги от банков. Благодаря этому они стремительно занимают ниши, которые освободили иностранные компании, покинувшие Россию.
Совет 5. Внедрите систему финансового учета
Если вы ведете финансовый учет в таблицах, то сильно рискуете. Такой метод не дает полного контроля за состоянием дел в компании и отнимает кучу времени. Он не особенно эффективен и в «обычное» время, а в период кризиса еще и повышает риски.
Удобнее использовать современные системы финансового учета. Например, российский сервис ПланФакт. Он интегрируется с банками, автоматизирует учет, мгновенно строит все главные отчеты для собственника бизнеса. Это позволяет быстро принимать верные управленческие решения на основе цифр, а не интуиции.
Разве таблицы в Excel могут ответить на вопросы:
- сколько вывести на себя без ущерба компании?
- какая у бизнеса реальная прибыль?
- какая рентабельность у отдельных направлений и проектов?
- когда возникнет кассовый разрыв?
Не смогут, да еще и убьют уйму драгоценного времени.
А ПланФакт такое умеет. Более 2500 предпринимателей прямо сейчас ведут в нем учет денег бизнеса и справляются с кризисом.
Не ждите падения доходов вашего бизнеса, начните внедрять антикризисные меры заранее. В будущем вы скажете себе спасибо за это. А система финансового учета ПланФакт будет полезна и после кризиса. Переходите по ссылке, чтобы прочитать отзывы клиентов ПланФакта и бесплатно попробовать все возможности сервиса.