Сегодня тема статьи - "мысли вслух". Начала задумываться по поводу перевода в логопедический сад. Пока не понимаю, нужен он дочке или не нужен. Посмотрела ближайшие логосады, набирают группы с 4-х лет. То есть со средней группы. Но мест мало. На очередь надо вставать заранее. Я слышала, что существуют логопедические сады для детей с 3-х лет, но в нашем районе я таких не нашла.
В СПб для перевода нужно пройти территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ТМПК). Ее можно пройти с 3-х лет (в каких-то районах города раньше, если в садах есть логогруппы с 3-х лет). Решение комиссии не обязательно к исполнению родителями. То есть родители могут отказаться от перевода, если передумали. В СПб могут на комиссии написать, что ребенок нуждается в логопедической помощи, а логопед в учебном заведении может сказать, что ребенок в ней не нуждается. Что есть дети слабее и без всяких комиссий. Это бывает редко, обычно в школах, и вполне решаемо. Но такое может быть.
С ТМПК мне приходилось сталкиваться несколько раз. Комиссия не только в логопедические сады направления дает, но и другие образовательные маршруты определяет. Например, комиссия может направить в оздоровительный садик для часто болеющих детей или в аллергосад.
В Москве, я слышала, какой-то другой порядок. Тоже комиссия, но как-то упорядочено всё, группы ОВЗ присваивают детям. В зависимости от группы указанной будет логопед, дефектолог или тьютор. А еще в Москве садики прикреплены к школам. Вроде как логопедических садов нет, есть логопункты, а группы в основном с инклюзией.
В СПб садики устроены не так, как в Москве. Садики сами по себе, к школам не прикреплены, т.е. отдельное юридическое лицо. Есть полностью логопедические садики, они с 4-х лет набирают группы (в основном). Есть садики комбинированные, там есть 1-2 логопеда. Такие садики имеют логопедические группы с 5 лет. Где-то это отдельные группы (старшая и подготовительная), а где-то одна старше-подготовительная группа (для детей 5-8 лет). В садике дочки есть одна логопедическая старше-подготовительная группа.
Я специально выбирала для дочки сад, в котором есть логопед. На всякий случай.
Для меня очень странно, что логопедические группы предназначены для детей от 5 лет. Все логопедические учебники гласят, что логопедическая помощь наиболее эффективна в период с 2,5 лет до 5 лет. Я с дочкой первый раз ездила на консультацию к дефектологу в 1.10 года. Дефектолог согласна была нас взять на занятия, но я была не готова. Ездить далеко и у дочки начиналась адаптация в садике, она часто болела.
Дочке сейчас 2,7 года. У нее есть нарушения речи, но, на мой взгляд, не серьезные (в смысле не алалия и т.д.). Фразами говорит, но четкости речи нет, в основном все звуки мягкими говорит. В 1.10 поставили нижнюю границу нормы, в 2,6 года логопед в поликлинике поставила ЗРР. У дочки звуки раннего и среднего онтогенеза вроде как есть, но она ими пользуется по своему усмотрению. Например, "мама" говорит, а машина уже "ПАчина", рука - "ика", смотри - "ати", нога - "ага". Звуки к-г-х-н часто меняет в словах. Дефектолог думает, что возможно дочь так слышит, что в дальнейшем это ФФНР будет.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процессов восприятия фонем и звукопроизношения при различных речевых нарушениях у детей. При этом у них наблюдаются нормальные интеллектуальные способности и отсутствие проблем с физиологическим слухом. При фонетико-фонематическом недоразвитии в речи отмечаются смешения, замены и искажения звуков, неправильное построение слогов в словах, а также незначительные нарушения грамматики и лексики.
Что думают родители про логосад?
Среди родителей существует две полярные позиции по поводу логосада. Первая группа родителей имеет ребёнка с проблемной речью (а иногда и не только речью) и наотрез отказывается от логопедического сада. Потому что их ребёнок НОРМАЛЬНЫЙ и будет ходить в обычный общеобразовательный сад.
Вторая группа родителей имеет ребёнка с незначительными дефектами речи. И всеми правдами и неправдами пытается попасть в логосадик. Свое желание они объясняют маленькими группами и большим количеством занятий.
В моем окружении имеются родители из обоих групп. Хочу сказать, что из первого случая "нормального" ребёнка всё же не вышло без системных занятий с логопедом. Мальчику 10 лет, говорить начал ближе к 4, но плохо. В школе имеет "тройки" и по русскому языку, и по математике. Дружить с ним не хотят, потому что он "странный". На мой взгляд мальчику нужны занятия с дефектологом. Конечно многое можно было бы поправить в более юном возрасте. Но для мамы "с пеной у рта" он - "нормальный", "мальчики просто позже начинают говорить". Она даже перед обследованием у невролога перед школой 2 недели натаскивала ребёнка на правильные ответы. Но это крайний случай. 🥺
Еще один страх логопедического сада в умах родителей это то, что ребёнок будет копировать речь других детей. То есть станет говорить ещё хуже, так как все дети вокруг плохо говорят. А в общеобразовательном саду ребёнок наоборот будет тянуться к ребятам с хорошей речью. На самом деле скопировать непроизношение шипящих или звуков "л", "р" (соноры) сложно. А плохо говорящих детей и в обычном саду много. Особенно в младших группах.
Я боюсь попасть во вторую группу родителей. 😅 Я не знаю, к какой степени можно отнести проблемы с речью у дочери. К средней или к лёгкой? Я знаю родителей, которые устраивали ребёнка в логосад, потому что он не говорит звук "р". У дочери всё же случай посложнее. 😊 У знакомого мальчика ФФНР пропустили в садике и выявили случайно, на комиссии перед школой. Теперь мальчик занимается с логопедом в школе, так как делает много логопедических ошибок на письме. При этом в речи я таких проблем явно не замечала. Были моменты когда, например, на экскурсии ребенок путал слова "собор" и "забор". Но неспециалисту такие случаи "не режут" слух, речь же у ребенка хорошая, чистая, звуки "стоят".
Воспитатели общеобразовательного сада доказывают, что в логосад берут тяжелых детей. Кроме того там много детей с неврологическими проблемами. Дочке туда не надо, у неё нет неврологических проблем, и так речь выправится. Одна знакомая воспитательница прямым текстом сказала, что туда ходят "одни дураки и дебилы". Я такой точки зрения не придерживаюсь и для меня такие слова показатель профессионального уровня воспитателя (мягко говоря воспитатель "не очень").
Опыт родителей детей, посещающих логосад
Я человек дотошный. 😁 Я поговорила с несколькими родителями детей, посещающих логосад.
Действительно неврологические нарушения у детей имеются. Дети могут кусаться, щипаться или быть гиперактивными. Но надо понимать, что и проблемы с речью это тоже неврологическое нарушение. По мере развития речи большинство неврологических проявлений сходит на нет.
Логопедические садики, также как и обычные садики, пытаются перенаправить проблемных детей куда-нибудь. Если обычный садик уговаривает родителей перейти в логопедический, то логопедический предлагает им перейти в садик для детей с ЗПР. Сложных детей не хочется вести никому. В логопедическом саду комиссия проходит раз в год. Выправившихся в логопедическом плане детей могут отправить обратно в общеразвивающий сад.
По словам одной мамы, из 15 детей в группе с тяжелыми нарушениями речи (алалия) было двое. Остальные со средними проблемами. И даже за алаликов браться особо не хотят в логосаду. Это очень тяжелое нарушение речи, требующее колоссальной работы.
На 15 человек приходится 2 воспитателя и логопед, который занимается только этой группой. Занятия проводятся как групповые, так и индивидуальные. В подготовительной группе серьезно готовят к школе, так как у таких детей часто бывают речевые проблемы в письме.
Из дополнительных плюсов - воспитатели постоянно поправляют неправильную речь детей. В обычном садике воспитателям некогда таким заниматься.
Если у Вас еще остались сомнения в детях из логопедического садика, то у меня еще есть пример. Одна девочка из логосада занимается музыкой в музыкальной школе. В этом году идет в школу и в музыкалку в первый класс. В музыкалке она числится в перспективных одаренных учениках, уже изучает программу первого класса. Ее сестру через год родители тоже хотят перевести в логосад, по натоптанной дорожке.
Мои статьи про развитие речи
✔ 1 г 10 мес. Съездили на консультацию к дефектологу (логопеду) 🔊👶🗣️
✔ 1 г. 10 мес. Рекомендации, полученные от логопеда, по развитию речи 👶🔊
✔ Тест RCDI-2000, развитие детей до 3,5 лет. Какие вопросы меня удивили 😊
✔ Результаты теста RCDI-2000 и консультация логопеда в поликлинике
В любом случае у меня есть время подумать до сентября. Планирую летом позаниматься с логопедом платно, послушать ее мнение. Для того, чтобы попасть в логосад, с сентября надо будет начинать собирать документы и проходить комиссию. Это не быстро. Плюс очередь в садик.
Если у Вас был опыт посещения логопедического сада, то буду рада прочитать Ваши комментарии. 🤗
Спасибо за внимание! Подписывайтесь на канал - будем расти вместе!