Как я говорила в первой части, в буллинге участвуют три стороны, и ошибочно полагать, что пострадает только "жертва" - ситуация губительна для всех.
⠀
❗Пострадают и зачинщики – чаще всего это дети, которые сами подвергаются насилию старших, и потом отыгрываются. Им присущи жестокость и слабая эмпатия – что может в последствии привести к криминалу.
⠀
❗И те- кто наблюдает, они могут поддерживать зачинщиков, или быть против, но позиция невмешательства, бессилия, созерцание несправедливости тоже оставит глубокую травму.
⠀
❗Поэтому, если в классе имеет место буллинг – проблема должна решаться сообща и, опять повторюсь, только при участии родителей, педагогов и психологов.
⠀
☝В качестве превентивной меры я рекомендую больше говорить со своими детьми, развивать их эмоциональный интеллект, учить состраданию и обсуждать все. Ребенок должен чувствовать в вас поддержку. Он должен знать, что что бы ни случилось – вы всегда сможете его защитить, и даже если он не прав и запутался, вы сможете сообща решить проблему.
⠀
❗️Первый, к кому он пойдет делиться своими переживаниями, должны быть вы, его родители.
⠀
☝️Еще одна рекомендация – с подростками старше 9-10 лет посмотрите хороший советский фильм «Чучело». Обязательно вместе! В нем очень хорошо показана тема буллинга.
⠀
Фильм эмоциональный, и наверняка вам будет что обсудить. Уверена, многие из вас в детстве его смотрели, покажите его и своим детям – хорошая тренировка эмоционального интеллекта.
⠀
❗️Помните, помочь своим детям в ваших силах, а бездействие и неправильная реакция могут обойтись слишком дорого!
С любовью, Вероника!❤️
#психолог #психология #буллинг #отношения #подростки #воспитаниедетей