Благовещение в православии входит в перечень двунадесятых праздников, то есть двенадцати важнейших после Пасхи. Его отмечают каждый год в один и тот же день, в православии это 7 апреля (у католиков - соответственно - 25 марта). Если считать от этой даты, получается, что между Благовещением и Рождеством (которое, напомним, 7 января) ровно девять месяцев – то есть, срок, который женщина вынашивает ребенка.
В Евангелии от Луки повествуется, что явился Деве Марии Архангел Гавриил и возвестил ей волю Бога о грядущем рождении Иисуса Христа - Сына Божьего и Спасителя мира (Лк 1. 26 - 38). В апокрифах "Протоевангелие Иакова" и "Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя" ("Евангелие псевдо-Матфея") раскрываются подробности Благовещения, которые вошли в иконографию этого сюжета: Мария ткана новую завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Сидя за прялкой, она увидела ангела, который принес ей благую весть. Церковное предание упоминает о чтении отрывка из Книги пророка Исайи и его пророческими словами: "Се, Дева во чреве примет, и родит Сына". Поэтому в сцене Благовещения Дева Мария нередко изображается с раскрытой книгой.
Значение этого события для христиан очень велико. Фактически с этого момента начинается история боговоплощения, история спасения человечества. Это первая благая весть (греческое название праздника "Евангелисмос").
В некоторых странах со дня Благовещения велось начало церковного года (например, в Англии). В византийской традиции этой дате приписывалось много разных значений: день сотворения мира, день воскресения Христа. Кроме того, от нее отсчитывались и даты других праздников: Рождества, дня рождения св. Иоанна Крестителя. В этот день также традиционно приняты послабления в посте.
В русском народном календаре Благовещение связано с днем весеннего равноденствия. В этот день выпускали птиц на волю, веря, что в этот день Бог освобождает души грешников от мук и благословляет землю, открывая ее "на сияние". "На Благовещение весна зиму поборола" - говорила народная мудрость, поэтому в этот день освящались семена для сева и люди начинали готовиться к сеянью в полях.
В собрании тканей Государственного музея истории религии есть и коллекция русского церковного шитья. Единственным образцом поручей с сюжетными изображениями являются поручи "Благовещение". Символика поручей связана с идеей благого почина. Поручи напоминают о Христе - совершителе первой литургии. Благовещение, как мы уже упоминали, - начало воплощения Христа. Поэтому сцена Благовещения - наиболее частый сюжет шитья поурчей. А вот такие изображения в интерьере с поземом, колоннами характерны для второй половины XVII в.