Успешное общение выстраивается из многих слагаемых: умения слушать собеседника, искреннего внимания к людям, использования позитивных слов. Сегодня мы немного поговорим с вами о том, ка же сделать ваше общение эффективным.
Слово – серебро, а молчание золото. Нас часто учат говорить, но редко учат молчать. Между тем молчание – это очень эффективный прием, помогающий в межличностном общении. Оно эффективно и неоценимо полезно в трудных ситуациях. Это очень хорошая реакция на зависть, противоречия, гнев, пошлость, вульгарность.
"Не делай паузы, если в этом нет крайней необходимости, но уж если сделала, тяни ее, сколько сможешь", писал в своем романе "Театр" Сомерсет Моэм. Держите паузу! Это отличный инструмент управления разговором. После паузы можно, например, плавно поменять тему общения, или сместить акценты. Умением правильно молчать, обладая способностью контролировать внешние проявления своего подсознания, настоящий мастер может управлять не только ходом диалога, но и окружающими его людьми.
Внимание к людям. Насколько вы внимательны к окружающим? Это не праздный вопрос, если вы хотите быть успешны в общении. Обращая внимание на незначительные нюансы, на изменения во внешности окружающих, их поведении, настроении и т.п., вы, тем самым даете понять, что остальные люди для вас представляют интерес. Уважение и внимание, проявленное в мелочах, может положительно повлиять на исход какого-то значительного предприятия. Все люди хотят так или иначе чувствовать свою значимость, уважение окружающих, чтобы к их мнению прислушивались. Всем приятно сознавать, что они нужны другим людям. «Как вы считаете? Каково ваше мнение? Подскажите (посоветуйте) пожалуйста…» - это поистине волшебные слова. Они позволяют вашему собеседнику не только высказаться по тому или иному вопросу, но и, незаметно для себя, открыться поступающей извне информации. Попробуйте, и вы в этом убедитесь сами.
Если ваш подчиненный, или партнер хорошо выполнил поручение, не стесняйтесь лишний раз похвалить его. Тогда, в следующий раз, он сделает еще больше и лучше. Вообще, правило «кнута и пряника» наиболее эффективно работает при соотношении один к пяти: пять раз похвали и один раз поругай.
Людям всегда очень импонирует, когда их вклад в общее дело оценивается по достоинству, то есть – высоко. Для начала отметьте заслуженной похвалой, пусть даже небольшой, успех ваших сотрудников или коллег в процессе решения поставленной задачи, сделайте им приятное. И вы удивитесь, как возрастет их старание и желание помочь вам. К сожалению, для отечественной культуры трудовых взаимоотношений, особенно в настоящее время, гораздо привычнее наблюдать «пинки и зуботычины». Конечно, это помогает. Но далеко не всегда. И значительно в меньшей степени, чем может помочь доброе слово, внимание и участие. Как аналогию, для примера, вспомните, когда-то на уроках физики мы учили, что действие равно противодействию? Это же правило применимо и в общении.
Пять правил продуктивного общения. Для того, чтобы общение было более продуктивно, целесообразно придерживаться простых правил:
1. При общении с другим человеком постарайтесь настроиться «на его волну», уловить его и свое эмоциональное состояние.
2. Не оценивайте личность собеседника, а принимайте его таким, какой он есть.
3. Учитывайте, что у вашего собеседника может быть иное мнение, отличное от вашего и что он имеет на это полное право.
4. Направляйте общение на решение общих проблем. Пусть вашим противником будет общая проблема, а не человек, с которым вы общаетесь.
5. Выражайте собеседнику свои чувства, говорите о своих желаниях – не бойтесь их и не старайтесь спрятать
Если человеку начать что-то объяснять на повышенных тонах, то понимание будет затруднено. Причем, чем более чувствителен человек, тем это более заметно. Эту закономерность легко объяснить. Дело в том, что все внимание человека, на которого обрушивается поток негативно окрашенных слов, сосредоточено не на смысле слов, а на отношении к нему говорящего. В результате внимание сдвигается и блокирует анализаторскую деятельность мозга. Поэтому все слова, сказанные на повышенных тонах, слушающим просто не воспринимаются. Это является защитной реакцией организма, которую обязательно нужно учитывать, если вы хотите договориться. Для того, чтобы нейтрализовать подобные явления можно пользоваться, например, фразой: «Если вы будете говорить спокойно, я смогу вас лучше понять», против этого сложно что-либо возразить. Эта фраза не вызывает в ответ агрессивную реакцию, потому что она нейтральна.
Люди очень часто верят словам. Гораздо целесообразнее больше уделять внимание поведению людей, их делам и поступкам. Поменьше обращайте внимание на то, что люди ГОВОРЯТ в пользу того, что они ДЕЛАЮТ. А заодно еще неплохо и проанализировать связь или расхождение слова и дела.
Как мы транслируем информацию. Если обрушивать на собеседника поток несистематизированной информации, вы совершенно собьете его с толку. В такой ситуации очень сложно отделить главное от второстепенного. Это может быть приемом с целью окончательно запутать противника. Информация, поданная мелкими порциями, также не позволяет ею эффективно воспользоваться, т.к. при этом пропадает целостность восприятия. Но если вы хотите, чтобы собеседник вас понял, то постарайтесь изложить свой материал последовательно и логично. Поэтому, если перед вами стоит задача "заболтать" собеседника, выдавайте информацию в несистематизированном виде отдельными кусочками. Если же вы хотите, чтобы вас не только услышали, но еще и поняли, структурируйте свою информацию.
Расскажите о своих приемах, которые вы используете в общении и которые делают общение успешным. Что вам помогает и что мешает в общении?