Найти тему
Елена Кшанти

В чём причина нашего счастья и страданий

Закон кармы

Всякое удовольствие в виде приятного ощущения у простого существа или святого – хотя бы и испытываемое от прохладного ветерка, внезапно поднявшегося в Аду существ, - возникает вследствие благих деяний, накопленных в прошлом. Вследствие же неблагих деяний удовольствие возникнуть не может.

Всякое страдание в виде мучительного ощущения – вплоть до испытываемого архатом - возникает вследствие неблагих деяний, накопленных в прошлом. Вследствие благих деяний страдание возникнуть не может.

Как сказано в «Драгоценном ожерелье»:

«От неблагих деяний – все страдания и также все несчастные уделы. А от благих – счастливые уделы, довольство, благоденствие всех жизней».

Хотя благое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод счастья. Хотя неблагое деяние и ничтожно, от него проистекает огромный плод страдания.

Если не накоплена карма, причиняющая такое-то счастье или страдание, никак нельзя изведать плод той кармы.

Благие и неблагие деяния обязательно приносят приятные и неприятные плоды.

И в «Царе самадхи» сказано:

«Если что-то совершили, не разминетесь с плодами, но нельзя вкусить плодов совершённого другими».

Общеизвестно, что «дверей» хороших и плохих деяний – три (тело, речь и ум). И хотя все благие и неблагие деяния трех «дверей» не умещаются в десять «путей» кармы, Победоносный Будда, составив свод основных добрых и неблагих деяний и грубейших проступков, проповедовал о десяти дурных «путях» кармы и, видя, что самые значительные принципы отказа от них тоже сводятся к десяти, - о десяти добрых «путях» кармы

Дурные «пути» кармы:

1. Убиение

2. Присвоение чужого

3. Распутство

4. Ложь

5. Злословие

6. Грубые слова

7. Пустословие

8. Алчность

9. Злонамеренность

10. Ложное воззрение

Согласно сказанному, не допуская даже помысла о десяти неблагих деяниях, следует всегда прибегать, привыкать к мысли о воздержании от зла, многократно повторять ее.

Если таким образом не отвратимся от дурных поступков, придется помимо воли испытать страдания: куда бы ни пошли, от них не спасемся.

Чже Цонкапа. Ламрим Ченмо, стр 260-335.