Почему эскиз? - Потому что тема сложная для восприятия, и у меня до сих пор не сложилось полное видение этого урока. Вот чтобы всем все было интересно и понятно. Особенно когда перешли на концентрическую программу и этот материал «спустился» в 8 класс.
Нет, ну правда, как так можно с детьми? Цитирую учебник Пасечника В.В. (Линия жизни, 2019, стр. 187):
«От нейронов этих ядер (первых парасимпатических нейронов) аксоны направляются к парасимпатическим нервным узлам (ганглиям), расположенным либо вблизи органов, либо непосредственно в самих органах, образуя так называемые интрамуральные ганглии».
Последние два слова в учебнике выделены курсивом. Видимо, предполагается, что дети обратят на них особое внимание и запомнят.
Ага, счаз! Они даже не дочитают до этого пассажа. Потому что так написан весь параграф. Взгляните на текст глазами человека 14 лет от роду — вы будете это читать? А если прочтете, картинка перед глазами нарисуется?
По этой причине я пропускаю этот параграф, точнее, задаю его только желающим. Ради справедливости надо сказать, что есть дети, способные одолеть такой текст и даже воспроизвести его в беседе по предмету. Но таких мало. В обычной школе, без отбора и вступительных экзаменов, наверное, один на сотню. Что делать с остальными?
С остальными ставим несложный эксперимент и осознаем всего четыре термина.
Соматическая НС. Автономная НС. Симпатическая НС. Парасимпатическая НС.
Этого достаточно.
Начинаю урок с устного опроса по изученному материалу. Описание предыдущего урока здесь.
На следующем этапе — обсуждение проблемного вопроса. Вопрос сформулирован длинно, поэтому его лучше отобразить на доске (экране):
«Известно, что во время труда и бега сердце и легкие работают интенсивнее, чем при покое. Почему и как происходит такое изменение функций сердца и других внутренних органов, когда сознание и воля человека при этом не участвуют?»
Для начала даю возможность обсудить этот вопрос в группах. По итогам выступлений спикеров на доске появляется несколько гипотез. Какие-то из них верны, какие-то нет — появляется интерес у дальнейшему изучению материала.
Проводим самонаблюдение. «Задержите дыхание». Получается. «Ускорьте образование мочи». Смеются. «Что, и сердце не ускоряется по желанию?»
Обсуждение гипотез выводит нас на мысль, что помимо сознания, тело управляется чем-то еще. Ага, вышли на понятие «автономная НС». Заостряю внимание на термине «автономная». У нас в школе сильная география, поэтому можно провести параллели с автономными республиками. Главное, чтобы ученики сформулировали, «от чего именно автономна эта нервная система».
Далее эксперимент. Это простая ортостатическая проба, но очень внятная для детей.
Вызываем к доске Кролика (так мои ученики сами называют добровольца, на котором «ставим опыты»). Его задача такова: сесть на стул, расслабиться, представить себя на пляже под солнышком. Затем подсчитать пульс. Записываем показание на доске.
Затем Кролик резко встает и снова подсчитывает пульс.
В принципе ортостатическая проба на этом заканчивается.
Если кому интересно, то ее результаты интерпретируются так: при нормальном тонусе и возбудимости НС пульс не должен повышаться больше чем на 12-18 ударов в минуту.
Но мы идем несколько дальше. Кролик садится, снова представляет себя на пляже и через 3 минуты еще раз подсчитывает пульс в состоянии покоя.
Все. Можно вводить понятия «симпатическая» и «парасимпатическая». Как ребенку запомнить, где какая. Фонетически. Слово «симпатическая» произносится быстро, можно еще несколько раз повторить в «маршевом» темпе. А слово «парасимпатическая» произносится медленно, особенно если растягивать первый слог.
Есть еще такая древняя «присказка». Симпатическая система мобилизует организм в состояние «бей или беги». Парасимпатическая заставляет его отдыхать, так как при драке или побеге силы растрачены. В одном из классов вспомнили слово-мем «узбагойся». В принципе, подходит.
Дальше можно сделать закрепляющие упражнения по вопросам типа «Как повлияет симпатическая НС на деятельность сердца, на тонус сосудов и т. д".
И никаких страшных картинок с блуждающим нервом и крестцовыми ядрами)
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!