Найти тему

"Интернет сломался": подходы к ограничению права доступа в США и Иране

Доброго времени суток, друзья! В продолжение нашего разговора о праве на доступ в Интернет я хотел бы немного рассказать об опыте США и Ирана, поскольку именно изучение зарубежного опыта позволяет видеть объективную картину и понимать, в том числе, что происходит у нас в стране. С юридической точки зрения отношения онлайн, отношения в Интернете - это большая проблема, поскольку регулировать их надо, потребность в этом есть (мы видим огромное количество информации, которая способна причинить ущерб как отдельному гражданину, так и обществу в целом), а каким образом это сделать ещё не вполне ясно.

Так, в последние годы страны пытаются найти баланс между обеспечением "прав онлайн" и необходимостью борьбы с фейками, кибер-преступностью, обеспечением государственной и общественной безопасности. В связи с этим интересно сравнить правовые подходы к ограничению права даступа и распространения информации в интернете в США и Иране. Именно на примере этих стран мы видим, как особенности культуры и менталитета, правовые традиции влияют на возможности ограничения права.

В соединенных Штатах Америки распространение информации в Сети и право доступа к ней защищается первой поправкой к Конституции.

Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к
установлению религии либо запрещающего свободное ее исповедание, либо ограничивающего свободу слова или печати, или право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Принцип конституционной защиты права на свободу слова в сети был подтверждён Верховным судом в деле Reno v. American Civil Liberties Union. Данное решение интересно тем, что подчеркивает отличие права на доступ к информации в Интернете от доступа информации черенз радио и телевидение. Тв и радио являются "более навязчивыми источниками информации", поскольку пользователь не может сам выбирать содержание передач. Напротив, в сети "Интернет" пользователь может выбрать сайт и "кликнуть", чтобы увидеть содержимое. Поэтому доступ даже к "неблагопристойной информации" это право пользователя, а обеспечение прав несовершеннолетних - вопрос скорее родительского контроля, чем государственного регулирования.

В основе регулирования отношений в Сети лежит концепция "свободного рынка идей", согласно которой пользователь, как и обычный потребитель на рынке, может сам выбирать и покупать контент. Однако, как на обычном рынке не могут продаваться испорченные продукты, вредняе для здоровья материалы, так и к интернет-площадкам также применимы определённые ограничения.

В качестве естественного ограничителя выступает:

необходимость защиты авторских и смежных прав в Интернете,

защита несовершеннолетних в Интернете и фильтрация информации в школьных онлайн-библиотеках и ресурсах, ограничение распространения персональной информации;

Защита детей-один из безусловных приоритетов как и в подавляющем большинстве других стран
Защита детей-один из безусловных приоритетов как и в подавляющем большинстве других стран

неурегулированная конституционным правом "самоцензура" (редакционная политика) социальных сетей и крупных корпораций (например, Microsoft, Google);

запрет на распространение и рекомендацию определённых сведений (например, о предоставлении сексуальных услуг);

возможность специальных служб и агенств получать доступ к переписке для предотвращения терроризма.

Лист допустимых ограничений можно продолжать, но общей характеристикой будет то, что в основе лежит принцип свободы доступа к информации в Интернете, но свободы далеко не абсолютной.

На контрасте можем посмотреть опыт Ирана, где скорее можно говорить о заведомо ограниченном праве доступа. Положения Конституции предопределяют роль печатных и интернет СМИ:

Средства массовой информации должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей, решительно воздерживаться от распространения деструктивных сил и антиисламских явлений.

Законодательство Ирана предусматривает целый ряд ограничительных мер. Так, интересным и показательным примером явлются положения закона «О деятельности интернет-кафе» о том, посетители должны предоставить удостоверение личности с фотографией и дать согласие быть снятыми на камеры видеонаблюдения.

Согласно Уголовному кодексу Ирана, преступлением считается публикация в Интернете любого материала, оскорбляющего исламскую доктрину, ценности иранской революции, мысли имама Хомейни, Конституцию Ирана, ставящего под угрозу национальное единство страны, создающего положительный имидж незаконных организаций, разглашающего секретную информацию, содержащего рекламу курения, обвиняющего или оскорбляющего чиновников.

Корпус стражей исламской революции руководит кибер-армия страны, которая осуществляет мониторинг и взламывание сайтов с антиисламским содержанием. В Иране также создана система онлайн-идентификации «Shahkar» , которая отслеживает отправителей и получателей данных через IP-адреса.

Для реализации информационной политики в Сети созданы необходимые организационные механизмы.

Верховный совет по киберпространству играет руководящую и координирующую роль в регулировании и фильтрации интернет-пространства в стране. Совет имеет в подчинении Национальный центр киберпространства, Комитет по определению случаев криминального контента и киберполицию.

В целом на примере Ирана мы видим не только политику жёсткого регулирования доступа к контенту в Интернете, но и восприятие самой Сети как пространства для распространения необходимых идей и в перспективе моделирование "чистого" Интернета для мусульман.

Хотел бы увидеть ваше мнение о достоинствах и недостатках приведенных моделей регулирования. Также подписывайтесь на мой канал) Спасибо за прочтение, мы скоро продолжим беседу о правах человека:)

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц

Иран
7259 интересуются