Вспоминаем аварии и происшествия с отечественными подводными лодками. Используем открытые доступные источники, их перечень - в конце статьи. Цель - вспомнить, сделать выводы, может быть это поможет правильно оценивать и современные события. Без обвинений, без "охоты на ведьм" и субъективизма. Рассмотрели этап зарождения подводного плавания в русском флоте, на очереди - этап его становления и проверки в годы Первой мировой.
Подводные лодки постепенно становились более совершенными, но их содержание и обслуживание требовало постоянного внимания, так как любая мелочь могла привести к гибели корабля и всего экипажа. И случаи с "Нерпой" и "Миногой" - яркому этому свидетельство.
21 августа 1915 года подводная лодка Черноморского флота «Нерпа» (тип «Морж»), командир старший лейтенант Вилькеном 3-й, вышла на позицию в район Кефкен - Босфор. Поход был достаточно удачным, в ходе совместной операции с эсминцами «Быстрый» и «Пронзительный» по уничтожению четырёх транспортных судов противника в районе устья реки Сакария.
В те годы походы подводных лодок не отличались большой продолжительностью. Уже 25 августа «Нерпа» повернула к родным берегам. Причину, почему это плавание подводной лодки было таким недолгим, можно узнать из сохранившегося в архивах рапорта командира лодки о походе (по данным Э.Ковалева).
«В 15:45 на баке заметили, что у левого носового руля вывернулся болт, крепящий отвод с горизонтальным рулём. Считая, что на большой зыби отвод рулей, лишенный упора, может быть легко погнут и это может повлечь за собой заклинивание рулей на подводном ходу, решил идти в Севастополь».
По дороге подводникам пришлось также заменить у правого дизеля вышедший из строя клапан компрессора, а у компрессора левого двигателя пробитую прокладку крышки. Утром 27 августа «Нерпа» прибыла на базу. Вообщем, обошлось, правда, если в море удалось выполнить сложные работы с компрессорами двух дизелей, то не понятно - неужели не смогли закрутить болт или заменить его (если его потеряли).
О том, что матчасть любой техники всегда должна содержаться в чистоте и порядке, знает каждый. А вот о том, насколько это существенно, задумываются, когда из сотен устройств и узлов только от какого-то одного зависит - жить или умереть. Очень важно, не растерявшись в этот момент, принять верное решение. И иногда верное решение не всегда соответствует тому, что пишут в инструкциях. Следующий случай связан с уже известной нам подводной лодкой "Минога".
В октябре 1915 года подводная лодка 1-го дивизиона подводных лодок Балтийского флота «Минога» находилась в дозоре на позиции в Балтийском море. На море был туман, что позволил подводной лодке находиться в надводной положении. Но туман, в котором пряталась лодка внезапно рассеялся, едва ли не рядом оказался немецкий миноносец. Он шел встречным курсом, сразу заметил лодку и бросился в атаку.
Как позже вспоминал командир «Миноги», В.Н.Кондрашев: "... увидел, как корма миноносца осела, и мгновенно вырос бурун, а под форштевнем вздыбилась вода - миноносец увеличил скорость. - Срочное погружение!..."
Командир лодки и сигнальщик бросились вниз, с лязгом закрыли за собой люк. Уже слышался шум винтов приближающего миноносца, подводная лодка погружалась. И тут случилось "страшное".
«Минога» была первой в мире подводной лодкой с дизелями. На одном валу работали два дизеля и гребной электродвигатель. В трёх местах валовой линии стояли муфты. Без муфты на лодке не обойтись, поскольку двигатели надводного и подводного хода на одном валу и при переходе на электромотор надо отключить его от дизелей. И вот с муфтами было неладно. Третья из них, между дизелями и электромотором - кормовая, располагалась низко в машинном трюме, где скапливалась вода и отработанное масло. При качке, особенно в штормовую погоду, смесь воды и масла попадала в муфту, что могло вызвать сбой в ее работе. Так и случилось, в самый нужный момент муфта сработала, отказ. А решается судьба лодки.
В корме возле машины метался унтер-офицер 1-й статьи Григорий Трусов, который сразу увидел то, что давно предвидел: отказала муфта. Дизели остановлены, но поскольку муфта не сработала, электромотор, натужно воя от непомерной нагрузки, кроме винта вращал ещё и дизели. Они, в свою очередь, превратившись в поршневой компрессор, высасывали из лодки воздух, прессуя его в газовом коллекторе. Ещё оборот, другой, и разряжение станет критическим. Да и лодка погружается медленно.
Трусову ничего не оставалось делать, как использовать грубую силу, здесь на деле проявил себя принцип "против лома- нет приема". Унтер-офицер, орудуя ломом, смог разобщил муфту, после чего дизель был отключен от вала, скорость погружения увеличилась. Оглушая винтами, над лодкой промчался миноносец врага, от удачного тарана (для противника) субмарину отделяли секунды. И эти секунды для лодки и ее экипажа выиграл Трусов и его лом.
Миноносец, как сказано в приказе командующего флотом Балтийского моря, «прошёл над самой лодкой в такой близости от последней, что лодка получила крен около 10°» .
Разумеется, он действовал вопреки правилам, категорически запрещавшим разобщать муфту на ходу, тем более таким "грубым способом". Работая при включенном электродвигателе, унтер-офицер сильно рисковал - его могло затянуть под вал, ударить ломом, но выбора не было.
В октябре 1915 года унтер-офицеру Г. М. Трусову вручили Георгиевский крест 3-й степени (по другим данным - пожалован Георгиевской медалью 4-й степени, а 29 октября того же года — награждён Георгиевским крестом 4-й степени). Григорий Мартынович потом еще почти 15 лет служил на подводных лодках русского и советского флота, потом строил подводные лодки, потом занимался подготовкой кадров.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005. - 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советсвого подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Мужеников, В. Аварии и катастрофы подводных лодок 1901-2001. Часть 1./В.Б.Мужеников. - СПб: "Галея-Принт", 2003. - 169 с.; Стволинский, Ю. Конструкторы подводных кораблей: Документальные рассказы о создателях советского флота морских глубин/ Ю.М.Стволинский.- Л.: Лениздат, 1984.- 254 с.