Жизнь прекрасна. СССР-Италия, 1979. Режиссер Григорий Чухрай. Сценаристы: Аугусто Каминито, Григорий Чухрай, Джанфранко Клеричи, Джованни Фаго. Актеры: Джанкарло Джаннини, Орнелла Мути, Регимантас Адомайтис, Юозас Будрайтис, Евгений Лебедев, Стефано Мадия, Отар Коберидзе и др.
Действие фильма «Жизнь прекрасна» происходит в неназванной стране, в которой царит диктатура. Роль бывшего летчика, а теперь водителя такси Антонио играет итальянский актер Джанкарло Джанини. Он создает достоверный, хотя в общем-то традиционный образ человека, который хочет остаться в стороне от борьбы. Но известно, что в огне брода нет – жизнь в конце концов заставляет сделать выбор. И Джанини показывает сложный путь, каким его герой приходит к борьбе с диктатурой. Но жизнь – не только борьба, но и любовь. Дуэт Антонио и его возлюбленной Марии (Орнела Мути) лиричен и нежен.
Эта картина не стала заметной вехой в творчестве создателя «Баллады о солдате», хотя актеры играли хорошо, делая все возможное, чтобы несколько схематичные образы подпольщиков наполнились дыханием жизни.
В фильме Чухрая можно без труда выделить две разные по жанру части. Первая половина фильма сделана в духе итальянского политического кино 1970-х и тяготеет к драме, вторая – побег Антонио из крепости – снята в полном соответствии с законами приключенческого жанра.
Однако, сравнивая картину «Жизнь прекрасна» с такими знаменитыми образцами политического кино как «Признание комиссара полиции прокурору республики» Дамиано Дамиани или «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений» Элио Петри, нельзя утверждать, что произошло значительное углубление в развитии темы. Григорий Чухрай, скорее, лишь продолжил поиски в уже известном русле.
Александр Федоров
Жизнь – женщина / Женская тюряга. СССР, 1991. Режиссер Жанна Серикбаева. Сценаристы: Жанна Серикбаева, Нина Филиппова. Актеры: Венера Нигматулина, Елена Аминова, Наталия Журавель, Татьяна Орлова, Людмила Баранова и др.
Волею судьбы молодая женщина попадает в тюрьму. А там свои законы. Жестокие. Страшные. Беспощадные. И тут к героине приходит любовь к... другой женщине.
Знакомая фабула? Для киноманов – конечно. Так что в ряду американских, французских и итальянских лент с подобной сюжетной канвой есть и теперь и советская картина.
В отличие от многих эротических опусов на тюремно-лесбийскую тему фильм «Жизнь-женщина» претендует на жанр психологической драмы.
Все бы ничего, если б на экране возникали не только стандартные «чернушные» ситуации, но и неоднозначные, глубокие характеры. Но, увы, актерская игра в фильме не слишком выразительна, действие развивается предсказуемо и монотонно.
Александр Федоров