Найти тему
История живописи

Нечистая сила на пяти картинах русских художников

В русской традиции таких примеров гораздо меньше, чем в европейской живописи, но мы сегодня разберем несколько таких произведений. Совсем уж страшного тут не будет, на мой взгляд, так что не пугайтесь и смело читайте дальше.

"Русалки", И.Н. Крамской, 1871

Художник Иван Крамской родился в семье делопроизводителя, но идти по стопам отца-писаря он не захотел, сильно увлекшись рисованием. Обучался в Императорской Академии Художеств, но отказался там писать выпускную работу на большую золотую медаль вместе с другими обучавшимися с ним на курсе, так как они хотели выбрать тему работы самостоятельно. Это явление назвали в истории "бунтом четырнадцати" по количеству участвовавших в нем художников. Все они были основателями "артели художников", которая впоследствии примкнет к Товариществу передвижных художественных выставок. Именно на первой выставке Товарищества и экспонировалась эта картина Крамского под названием "Сцена из "Майской ночи" Гоголя". Первоначальное название полотна показывает нам источник вдохновения художника - повесть Гоголя "Майская ночь или Утопленница" из его известного мистического цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". По этому циклу художник изначально хотел написать несколько картин, но в итоге свет увидела только одна, которую сразу же после выставки приобрел Третьяков.

На картине изображены русалки - по народным легендам девушки-утопленницы, которые стали духами природы. Они освещены лунным светом, вот что писал художник на этому поводу: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…" По народным поверьям, духи выходили из воды по ночам и могли очаровать путников или "напроказничать" поломав что-то или спутав рыбацкие сети. Вполне возможно, что русалка в центре картины в венке из трав и тростником в руках - это панночка, дочка сотника в повести Гоголя. Про картину ходило множество слухов и легенд о том, что рядом с ней слышали далекие голоса и пение, а некоторые люди рядом с картиной чувствовали сильную усталость. По легенде старуха-нянька посоветовала Третьякову убрать картину в темный угол, чтобы на картину не падал солнечный свет и после этого мистика полотна утихла.

"Ивану Грозному являются тени им убитых" ("Иван Грозный и тени его жертв"), М.П. Клодт

Общеизвестно, что правление Ивана IV Грозного было достаточно опустошительным для страны, а для многих людей и вовсе трагичным. Не буду вдаваться в подробности истории его долгого царствования, но суть в том, что в ту эпоху погибло много людей, было много войн, причем одна из них - Ливонская война продлилась целых 25 лет. К войнам добавилась опричнина, а также неурожаи, голод и чума в 60-х годах XVI века. Конечно же не во всем этом виноват царь (хотя опричнина - это была его инициатива), но до сих пор его правление историки оценивают неоднозначно. Под конец правления его психическое здоровье пошатнулось, именно этот период и показан на картине. К царю пришли духи замученных им или по его приказу людей всех возрастов, чинов и полов. Над кроватью Ивана IV Грозного много икон и хоругвей, зажжена лампада - общеизвестно, что царь был очень религиозен. Сам властелин закрывает уши руками, чтобы не слышать пронзительных голосов тех, кто пришел к нему.

Картина написана Михаилом Петровичем Клодтом - сыном известного скульптора Петра Клодта - автора тех самых знаменитых питерских коней на Аничковом мосту и других известных скульптурных композиций. Естественно, что с детства он был окружен атмосферой творчества, тем более, что в кругу семьи были еще двоюродный брат художник-пейзажист и дядя-гравер. Закончил Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, как в свое время Карл Брюллов. Точный год написания картины не известен, но вероятнее всего это произошло уже в последнем периоде (на рубеже веков) творчества художника, который умер в 1914 году незадолго до начала Первой Мировой войны.

"Демонский цикл" Михаила Врубеля

"Демон сидящий", М.А. Врубель, 1890
"Демон сидящий", М.А. Врубель, 1890

Дед и отец художника были военные, но он не пошел по их стопам. Изначально не собирался становиться художником, поступил на юридический факультет Петербургского Университета, где увлекся созданием иллюстраций к различным литературным произведениям, сначала пошел на вечерние классы Императорской Академии художеств, а затем и поступил в нее. Однако же, как и Крамской он ее формально не закончил - уехал в Киев для работы над реставрацией церкви. Там он безответно влюбится в Эмилию, жену историка Адриана Прахова, который покровительствовал художнику. В этот непростой период в творчестве живописца и появился образ Демона. В 1890 году он, наряду с другими живописцами, был выбран для написания иллюстраций к юбилейному (50-летие со смерти) изданию Лермонтова (автора знаменитой поэмы "Демон"). В том же году он и напишет своего "Демона сидящего". Вот как он описывал это в письме к сестре:

"Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами"

Интересен был метод написания картины, за счет которого она смотрится как мозаика или витраж: краски наносились широкими, короткими мазками не кистью, а мастихином (специальной лопаткой).

В 1899 году художник начнет, но по каким-то причинам так и не завершит следующую картину своего цикла "Летящий демон", где изобразит "печального Демона, духа изгнанья" летящим над Кавказскими горами.

"Летящий демон", М.А. Врубель, 1899. После реставрации специалистами русского музея.
"Летящий демон", М.А. Врубель, 1899. После реставрации специалистами русского музея.

Через 2 года художник снова вернется к "демонической серии" и его новая картина "Демон поверженный" обернется для него трагедией и закатом карьеры, а вскоре и жизни. Он будет писать ее неистово, по многу часов подряд и даже когда ее уже вывесят в галерее, он будет приходить туда с шампанским и не обращая ни на кого внимания "дописывать" свое творение. В итоге это вылилось в то, что он заново переписывал всю фигуру Демона добавляя поверх все новые и новые детали и меняя уже существующие.

"Демон поверженный", М.А. Врубель, 1902. По свидетельствам современников изначальный вариант до "доработок" нездорового художника был значительно лучше.
"Демон поверженный", М.А. Врубель, 1902. По свидетельствам современников изначальный вариант до "доработок" нездорового художника был значительно лучше.

По рассказам современников картина становилась все хуже и хуже, как и состояние самого Врубеля. На следующий 1902 год его поместили в психиатрическую больницу, где было диагностировано поражение нервной системы. Он был буйным, много говорил и страдал манией величия. С этого момента начался закат его жизни, в 1906 году он ослеп, а через 4 года умер. Именно таким трагическим и фатальным образом эта серия картин повлияла на судьбу художника.

Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.

#история #живопись #михаил врубель #мировое искусство #изобразительное искусство #мистика #художник #картины