В русской традиции таких примеров гораздо меньше, чем в европейской живописи, но мы сегодня разберем несколько таких произведений. Совсем уж страшного тут не будет, на мой взгляд, так что не пугайтесь и смело читайте дальше.
"Русалки", И.Н. Крамской, 1871
Художник Иван Крамской родился в семье делопроизводителя, но идти по стопам отца-писаря он не захотел, сильно увлекшись рисованием. Обучался в Императорской Академии Художеств, но отказался там писать выпускную работу на большую золотую медаль вместе с другими обучавшимися с ним на курсе, так как они хотели выбрать тему работы самостоятельно. Это явление назвали в истории "бунтом четырнадцати" по количеству участвовавших в нем художников. Все они были основателями "артели художников", которая впоследствии примкнет к Товариществу передвижных художественных выставок. Именно на первой выставке Товарищества и экспонировалась эта картина Крамского под названием "Сцена из "Майской ночи" Гоголя". Первоначальное название полотна показывает нам источник вдохновения художника - повесть Гоголя "Майская ночь или Утопленница" из его известного мистического цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки". По этому циклу художник изначально хотел написать несколько картин, но в итоге свет увидела только одна, которую сразу же после выставки приобрел Третьяков.
На картине изображены русалки - по народным легендам девушки-утопленницы, которые стали духами природы. Они освещены лунным светом, вот что писал художник на этому поводу: "Я рад, что с таким сюжетом окончательно не сломил себе шеи, и если не поймал луны, то все же нечто фантастическое вышло…" По народным поверьям, духи выходили из воды по ночам и могли очаровать путников или "напроказничать" поломав что-то или спутав рыбацкие сети. Вполне возможно, что русалка в центре картины в венке из трав и тростником в руках - это панночка, дочка сотника в повести Гоголя. Про картину ходило множество слухов и легенд о том, что рядом с ней слышали далекие голоса и пение, а некоторые люди рядом с картиной чувствовали сильную усталость. По легенде старуха-нянька посоветовала Третьякову убрать картину в темный угол, чтобы на картину не падал солнечный свет и после этого мистика полотна утихла.
"Ивану Грозному являются тени им убитых" ("Иван Грозный и тени его жертв"), М.П. Клодт
Общеизвестно, что правление Ивана IV Грозного было достаточно опустошительным для страны, а для многих людей и вовсе трагичным. Не буду вдаваться в подробности истории его долгого царствования, но суть в том, что в ту эпоху погибло много людей, было много войн, причем одна из них - Ливонская война продлилась целых 25 лет. К войнам добавилась опричнина, а также неурожаи, голод и чума в 60-х годах XVI века. Конечно же не во всем этом виноват царь (хотя опричнина - это была его инициатива), но до сих пор его правление историки оценивают неоднозначно. Под конец правления его психическое здоровье пошатнулось, именно этот период и показан на картине. К царю пришли духи замученных им или по его приказу людей всех возрастов, чинов и полов. Над кроватью Ивана IV Грозного много икон и хоругвей, зажжена лампада - общеизвестно, что царь был очень религиозен. Сам властелин закрывает уши руками, чтобы не слышать пронзительных голосов тех, кто пришел к нему.
Картина написана Михаилом Петровичем Клодтом - сыном известного скульптора Петра Клодта - автора тех самых знаменитых питерских коней на Аничковом мосту и других известных скульптурных композиций. Естественно, что с детства он был окружен атмосферой творчества, тем более, что в кругу семьи были еще двоюродный брат художник-пейзажист и дядя-гравер. Закончил Императорскую Академию художеств с большой золотой медалью, как в свое время Карл Брюллов. Точный год написания картины не известен, но вероятнее всего это произошло уже в последнем периоде (на рубеже веков) творчества художника, который умер в 1914 году незадолго до начала Первой Мировой войны.
"Демонский цикл" Михаила Врубеля
Дед и отец художника были военные, но он не пошел по их стопам. Изначально не собирался становиться художником, поступил на юридический факультет Петербургского Университета, где увлекся созданием иллюстраций к различным литературным произведениям, сначала пошел на вечерние классы Императорской Академии художеств, а затем и поступил в нее. Однако же, как и Крамской он ее формально не закончил - уехал в Киев для работы над реставрацией церкви. Там он безответно влюбится в Эмилию, жену историка Адриана Прахова, который покровительствовал художнику. В этот непростой период в творчестве живописца и появился образ Демона. В 1890 году он, наряду с другими живописцами, был выбран для написания иллюстраций к юбилейному (50-летие со смерти) изданию Лермонтова (автора знаменитой поэмы "Демон"). В том же году он и напишет своего "Демона сидящего". Вот как он описывал это в письме к сестре:
"Я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демонического» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами"
Интересен был метод написания картины, за счет которого она смотрится как мозаика или витраж: краски наносились широкими, короткими мазками не кистью, а мастихином (специальной лопаткой).
В 1899 году художник начнет, но по каким-то причинам так и не завершит следующую картину своего цикла "Летящий демон", где изобразит "печального Демона, духа изгнанья" летящим над Кавказскими горами.
Через 2 года художник снова вернется к "демонической серии" и его новая картина "Демон поверженный" обернется для него трагедией и закатом карьеры, а вскоре и жизни. Он будет писать ее неистово, по многу часов подряд и даже когда ее уже вывесят в галерее, он будет приходить туда с шампанским и не обращая ни на кого внимания "дописывать" свое творение. В итоге это вылилось в то, что он заново переписывал всю фигуру Демона добавляя поверх все новые и новые детали и меняя уже существующие.
По рассказам современников картина становилась все хуже и хуже, как и состояние самого Врубеля. На следующий 1902 год его поместили в психиатрическую больницу, где было диагностировано поражение нервной системы. Он был буйным, много говорил и страдал манией величия. С этого момента начался закат его жизни, в 1906 году он ослеп, а через 4 года умер. Именно таким трагическим и фатальным образом эта серия картин повлияла на судьбу художника.
Надеюсь, что из этой статьи вы узнали что-то новое для себя. Если понравилось - ставьте лайки и подписывайтесь, если есть вопросы - пишите в комментариях, обязательно постараюсь ответить.
#история #живопись #михаил врубель #мировое искусство #изобразительное искусство #мистика #художник #картины