Найти тему

Эти снимки — вещественные доказательства, созданные руками самих нацистов

В здании крымского парламента открылась уникальная выставка

Приближаются знаковые для каждого крымчанина дни в середине апреля, когда в города и сёла полуострова пришло освобождение от фашистских оккупантов. В преддверии 78-й годовщины этих событий в Государственном Совете РК открылась фотовыставка «Вещдок. Крым в годы фашистской оккупации 1941—1944 гг.», на которой представлены снимки из личной коллекции заместителя председателя крымского парламента Владимира Бобкова.

Обязанности гида взял на себя вице-спикер В. Бобков
Обязанности гида взял на себя вице-спикер В. Бобков

Историки обычно располагают печатными документами, подтверждающими те или иные факты. Но, как известно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Увидеть Крым в оккупации глазами советских фотографов очень сложно, пояснил В. Бобков, поскольку у них в дефиците была техника, дающая качество. К тому же большая часть из них делалась для дальнейшей публикации в средствах массовой информации и потому носила постановочный характер. Хотя выделяются работы Запорожского, иллюстрирующие в том числе трагедию в концлагере совхоза «Красный»; снимки Халдея, фотографировавшего не только по заказу. Но помощь пришла оттуда, откуда, что называется, её не ожидали: от тех, кто, собственно, и вершил преступления в Крыму — от немцев. У многих оккупантов на шее висели фотоаппараты, они не ленились щёлкать затвором. И на выставке в Госсовете РК представлены кадры, сделанные именно самими немцами.

Какой была технология? Снимки переводились в негативы, но поскольку в Крыму не было достаточного количества фотоателье, их отправляли печатать в Германию в письме или с теми, кто ехал на побывку. Так эти фотографии проходили через семьи солдат.

Их родные видели, что происходит на оккупированной территории, которую якобы освобождает немецкая армия. Затем снимок возвращался к солдатам и складывался ими в стопку, то есть лежал вперемешку с фотографиями их родственников, друзей. Даже несмотря на то, что это были в том числе и кадры, сделанные в концлагерях, кадры расстрелов и разрушений, совершённых оккупантами...

Херсонес в период оккупации
Херсонес в период оккупации

На выставке нет фотографий из Интернета или иных источников, пояснил В. Бобков, оригинал каждой находится в его коллекции.

Первый блок посвящён трагедии военнопленных. Вот один из немногих снимков, сделанных по заказу. В данном случае австрийского издания. Он датирован октябрём 1941 года. На нём запечатлены советские военнопленные, оставившие подступы к Крыму.

Несколько фото показывают военнопленных из Севастополя и масштабы трагических событий 1941 года, когда тысячи советских солдат попали в плен. В их глазах видно непонимание происходящего, своего будущего. В районе горы Рудольфа их держали за колючей проволокой под открытым небом, и это было одно из самых крупных мест сосредоточения пленных, откуда их потом отправляли, в том числе в симферопольский «картофельный городок» и зарубежные концлагеря.

Красноречивы снимки, запечатлевшие погибших за степной Крым красноармейцев.

Представлены на выставке и некоторые агитационные материалы, которыми пользовались нацисты для психологической обработки советских солдат. Их пытались убедить, что наша армия терпит поражение, мол, командиры спасутся, а что случится с вами? Когда гитлеровцы сами начали терпеть поражение за поражением, их агитация усиливалась ещё больше, чтобы создавать пораженческие настроения в наших войсках.

Излюбленное место для позирования
Излюбленное место для позирования

Целый блок выставки посвящён Симферополю. Город готовился держать оборону, и на фото видно, что первые этажи зданий обложены мешками с песком. На улицах много трупов убитых животных — это также должно было помешать продвижению врага. Отступая, наши взорвали феодосийский мост. На фоне его руин узнаём здание с ротондой по проспекту Кирова. Оно тогда ещё не было заселено, его строительство находилось на стадии остекления, но от взрыва стёкла посыпались. Остались воспоминания об этих событиях деятеля культуры Эпштейна, сообщил В. Бобков, продолжая экскурсию. Он обратил внимание на цинизм фашистов. Они в равной степени запечатлевали виды Крыма и казни мирных жителей, а потом держали это в общих альбомах.

Излюбленным местом для позирования немцев в Симферополе была арка нынешнего кинотеатра им. Т. Шевченко, на фоне географического указателя с названиями городов, выписанными на латинице. Оккупанты также использовали такие таблички для подавления населения, давая понять, что никогда больше Крым не будет русским.

Есть узнаваемые и для современных симферопольцев объекты: Русский театр на ул. Пушкина, здание Крымско-татарского на ул. Менделеева, а также то, что осталось от дореволюционного железнодорожного вокзала. А вот и здание, которого не существует: напротив нынешнего Министерства образования находилась гостиница «Европейская», в которой оккупанты разместили криминальную полицию, а при отступлении взорвали.

Пример фашистской пропаганды
Пример фашистской пропаганды

Несколько снимков сделаны на немецких военных кладбищах, в том числе и в нынешнем парке Салгирка (г. Симферополь), селе Александровке Красногвардейского района. И они подтверждают, что за захват каждого населённого пункта в Крыму фашистам приходилось платить немалую цену.

Рассказывая о фотографиях, В. Бобков часто повторяет слово «уникальный». Такими, по его мнению, являются и снятые страницы приходной книги о принятых на реализацию картинах крымских художников, которые покупали немцы. Там встречаются, кстати, и известные имена. Возможно, со временем молодые учёные расследуют судьбу каждого, предположил Владимир Витальевич.

Фотоблок, посвящённый Севастополю, иллюстрирует огромные масштабы разрушений. Они оставляют горькое впечатление, в том числе и вид древнего Херсонеса за колючей проволокой. Есть фотодокументы, показывающие и другие крымские города: Старый Крым, Армянск, Алушту, Красноперекопск, Бахчисарай, Карасубазар (Белогорск). Все они пострадали в годы войны, но наибольшие разрушения получили те, которые освобождали дважды: сначала десантами в 1942-м, а затем окончательно в 1944-м. Руины Феодосии это подтверждают.

Некоторые немцы пытались запечатлеть крымские достопримечательности и то, как они «мило» общаются с мирными жителями. В кадр попали и румынские оккупанты в момент преодоления Крымского вала на автомобиле. Интересно рассмотреть, как выглядели тогда крымчане: во что были одеты, чем занимались. В. Бобков обратил внимание на их грубую эксплуатацию: людей привлекали на общественные работы, которые никак не оплачивались. Силами гражданского населения, например, строили дороги. Есть свидетельствующая об этом фотография.

Из фотодокументов можно сделать выводы и о том, чем занимались оккупанты. Любопытен снимок, на котором они... потрошат кур. Возможно, это происходило в совхозе «Красный», где существовала птицефабрика, предположил В. Бобков.

В. Бобков готов детально рассказать о каждой фотографии
В. Бобков готов детально рассказать о каждой фотографии

— Конечно, это собрание исторических свидетельств, — сказал он, возвращаясь в конце экскурсии к цели выставки, — это иллюстрации к нашим будущим изданиям и масштабному интернет-проекту, над которым я работаю. Но прежде всего — это наглядная иллюстрация духа тех людей, которые пришли на чужую землю и не стеснялись не только фотографировать результаты своих побед, что ещё можно было бы понять, но и нанесённых ими разрушений, проведённых казней…

Общаясь с журналистами, Владимир Витальевич добавил: ему есть что рассказать о каждой фотографии из своего архива (на выставке представлена только часть из них), он готов детально их разобрать. Все они уникальны и доставались ему по-разному, но чаще приобретались, иногда за достаточно существенные средства. А копии многих из его фотографий используются в крымских музейных экспозициях.

Своё увлечение Владимир Витальевич сравнивает с расследованием. Описания авторов снимков на обратной стороне иногда очень откровенны, пояснил он, а сами фотографии далеко не случайны, особенно если главным объектом на них является убитый нацистами публично человек, как это запечатлено на снимке с центральной площади Симферополя в конце 1941 года.

— Так складываются обстоятельства, что сегодня, в начале XXI века, мы снова часто произносим слово «нацизм», — сделал важный акцент В. Бобков. — Эта идеология здесь показана через восприятие обычных солдат германской армии и приобретает бытовое страшное звучание. Все эти снимки хранились в семейных альбомах, чтобы остаться в памяти. Неспроста в названии выставки использовано слово «вещдок». Это действительно вещественные доказательства, созданные руками самих нацистов, и они свидетельствуют о масштабе преступлений, совершённых ими на Крымском полуострове в 1941—1942 годах. Выставка организована и для того, чтобы подчеркнуть, насколько важным, ярким, незабываемым событием для крымчан было освобождение каждого населённого пункта в апреле 1944-го.

Людмила РАДЕВА
Фото автора и Дмитрия ЛИЦОВА