Найти тему
Петербургский Дюма

О НЕИЗМЕННОМ

Нынешние непримиримые интернет-баталии сторонников и противников обогащения русского алфавита за счёт последней буквы латинского алфавита напоминают мою недавнюю заметку, которая, как и любой хороший текст, сохраняет актуальность.

"Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невоспитанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жалуется, ибо её притеснители выходят из её же недр".

Это сказал никакой не персонаж, а сам Антон Павлович Чехов.

Его гораздо более известные слова — про выдавливание из себя раба по капле — содержались в письме к другу-издателю Суворину, написанном 7 января 1889 года. Мало кто читал это письмо и мало кому известен контекст, в котором высказана мысль, но цитату используют сплошь и рядом...

...а многолетняя дружба Чехова и Суворина закончилась из-за знаменитого "дела Дрейфуса".

В 1894 году офицера французского Генерального штаба, капитана Альфреда Дрейфуса — полностью ассимилированного этнического еврея, — обвинили в шпионаже в пользу Германии. Капитан был разжалован военным судом и приговорён к пожизненной ссылке. Естественно, "дело" сразу приобрело выраженный антисемитский душок, который постепенно стал густеть и превращаться в смрад.

Среди многих достойных граждан Франции в защиту Дрейфуса выступил великий Эмиль Золя. Он с документами в руках утверждал, что "дело" полностью сфабриковано, а Дрейфус — мужественнейший и честнейший человек. Тут уже с ума сошла вся страна и за ней вся Европа. Последствия скандального процесса приняли международный масштаб.

29 января 1898 года журнал Суворина "Новое время" опубликовал смрадную статью об Эмиле Золя и всех, кто защищал Дрейфуса. В том числе, журнал утверждал, что защитники подкуплены "еврейским синдикатом".

Вот тут-то и кончилась дружба писателя с издателем. Чехов объявил о разрыве с Сувориным и вволю поиздевался над отечественными антисемитами:

"Золя благородная душа, и я (принадлежащий к синдикату и получивший уже от евреев 100 франков) в восторге от его порыва".

Вот такой был Антон Павлович, оказывается, иноагент на содержании жЫдомасонов, в чём сам признался, — и великий русский писатель, что признано современниками и потомками.

Чехов не дожил двух лет до 1906 года, когда Дрейфус был полностью оправдан, восстановлен в воинском звании и награждён высшим французским орденом Почётного Легиона: документы обвинения оказались фальшивыми, как и говорил Золя. Не так давно рассекречены механизм и причины, по которым было сфабриковано "дело".

Как повели себя противники Дрейфуса, Золя и Чехова, сторонники Суворина и ему подобных? Как повели себя те, кто по уши вляпались в собственное дерьмо? А никак. Отряхнулись, утёрлись, подмылись и двинулись дальше с прекрасной осанкой, как и положено интеллигентам. Вонь, конечно, сохранилась, но среди своих её никто вроде бы и не замечал.

События больше чем столетней давности немногим отличаются от сегодняшних — в мире мало что изменилось.