Как я и обещала - самая для меня загадочная коллизия. Попробуем разобраться вместе.
Томик, что сверху - вожделенное сокровище моих одиннадцати лет. Я его именно что вожделела. Ах это милое советское обыкновение - делать из всех популярных книг "дефицит"! Своего томика у меня не было, мне его иногда брали у свойственников. Каждый раз расставалась, тайно глотая слезы.
Артура Кларка я при том прочла лишь единожды: скукотища. Но Сьюзен Келвин, но рехнувшийся робот Спиди, но мания робота Кьюти... Три бессмертных Закона Роботехники! А главное - "Стальные пещеры".
О том, что у "Пещер" есть продолжение, я узнала лет через пять, но в тот момент у меня были иные, отроческие интересы, тогда я и "Пещер" не перечитывала уже. Отец читал продолжения по-английски, получив в подарок от американских коллег, я не собралась одолеть.
Перечла я "Пещеры" уже взрослой. У детей, надо сказать, особое восприятие литературы. Но в данном случае, что случается не часто, взрослое прочтение не разочаровало ни на волос. Это произведение - шедевр. Азимов оказался много мудрее, чем Саймак и Гаррисон, ныне безнадежно устаревшие из-за своей примитивной антирелигиозности. (Характерная проблема их поколения). Библейская тема Иезавели, мотивирующая поступки Джесси, Лайдж Бейли, пытающийся по Евангелию объяснить р. Дэниелу, что милосердие выше справедливости. Я ровно так же, как в детстве, восхищаюсь, когда Дэниел неуверенно говорит Эндерби: "И впредь не греши".
Но в конце-концов руки дошли до "продолжений". И вот тут всё становится непросто. Но по порядку.
Продолжение первое - "Обнаженное солнце". Художественно вещь неплоха, лучше многих последующих, хотя - не шедевр. Действие переносится с Земли на Солярию, один из пятидесяти космонитских миров. Бейли и р.Дэниел вновь работают в паре, расследуя убийство солярианина, причем Дэниел опять выдает себя за человека, дабы параллельно пошпионить в интересах Авроры на Солярии. Дело житейское. Бейли тоже немного шпионит - в интересах Земли, ибо до него лет триста ни один землянин не высаживался во Внешних мирах. Но тут замысел, восхищавший в "Стальных пещерах" начинает давать первые трещины. Да, я о "культуре C/Fe". Ибо в "Пещерах" она дана несомненно в положительной авторской коннотации. Ради нее Фастольф и другие космониты подвергают себя риску заразиться земными болезнями (а ведь у них нет иммунитета), ради нее гибнет доктор Сартон - ведь все обитатели Космотауна знают о предубеждениях землян против роботов и возможной потому опасности для себя...
Ну и вдруг выясняется, что наличие роботов превратило соляриан в изнеженных эгоцентриков на грани помешательства. Но хорошо, Солярия - особая планета, извращенная. Но есть же Аврора, откуда родом Фастольф и Сартон. За кадром, но есть. Это утешает, но осадочек остается. И не зря.
Еще про "Обнаженное солнце". Там впервые появляется героиня трех романов - Глэдия Дельмар, солярианская возлюбленная Бейли. И вот чего-то ей недостает. Джесси много живее как женский образ, про Сьюзен Келвин молчим. Ну и мужа-то трогательная бедняжка Глэдия всё-таки укокошила. Да, в состоянии аффекта. На мой взгляд это немного умаляет ей беззащитного обаяния и шарма, впрочем, я не мужчина, мне тут судить трудно.
Но вот (лично для меня) начинается настоящее огорчение. "Роботы зари". Космониты, за неимением преступности, вновь не могут обойтись без земного детектива, когда преступление все же происходит. На сей раз Бейли попадает на Аврору. И - провал номер один. Читателю "Пещер", ровно так же, как и Бейли, совершенно неизвестно, как живут аврорианцы вне Космотауна, у себя. А это окутывает их привлекательным ореолом таинственности. Вот персонаж и читатель и мучатся вместе, пытаясь по редким обмолвкам вообразить: а как там оно у них вообще? Это как в "Мэри Поппинс", из которой наша умная цензура вырезала единственный рассказ о том, чем она, собственно, занимается, когда не нянчится с детьми. Если создаешь тайну, раскрывая ее - рискуешь неимоверно. И вот Бейли на Авроре. И нам делается скучновато. Аврора получилась какой-то вопиюще неинтересной. Отбросить книгу мешает только нежелание расстаться с Бейли, Фастольфом и р.Дэниелом. Друзей не бросают! Но попасть на Аврору нас самих как-то совсем не тянет. Какой-то дачный поселок, хоть бы и "элитный". И жители - кто не скучный, тот противный.
Но дальше хуже. Автор переиграл явно на ходу: культура C/Fe уже откровенно признается тупиковой и вредной. И читателю "Пещер" это очень и очень обидно.
Кроме того - по швам трещит интрига. Оппоненты Хэна Фастольфа, оказывается, охотятся за его роботами, поскольку целым научным институтом не сумели соорудить таких же совершенных, как Дэниел. Допустим. Но цель, ради которой им немыслимо совершенные роботы нужны - неубедительна до нелепости и сама по себе, и ради подобной цели право же можно обойтись роботами попроще.
И тут же появляется особо мне антипатичный персонаж - робот Жискар, гадкая жестянка с телепатическими способностями. Он-то, оказывается, и рулит и Фастольфом (возмутительно!) и Глэдией, и Бейли, который хоть о чем-то да догадался. И второго андроида убил как раз Жискар. Причем только потому, что это понадобилось автору. Я сходу придумала с десяток способов, как можно было обойтись без робийства. Ну и в следующей книге Жискар себя еще покажет в полной красе. Мне до сих пор хочется расклепать его по швам и разобрать по гайкам.
Но это только начало падений и взлетов Айзека Азимова - творца самого многотомного из писательских миров.
"Продолжение" будет