Каждый родитель хочет верить, что у него ребенок "по норме", что "все получилось" и "все будет хорошо". Когда развитие ребенка начинает отклоняться от показателей "нормы", то каждый родитель в глубине души надеется, что это временные трудности, что его отпрыск "перерастет", догонит и перегонит ровесников. Такая установка может привести к тому, что на серьезные нарушения в развитии своих детей родители будут долго "закрывать глаза".
Кроме того, многие из нас росли в малодетных семьях и наблюдать за развитием нормотипичных детей в сознательном возрасте не имели возможности. Мы не представляли зачем нам это может понадобиться в будущем. И сейчас многие родители столкнулись с тем, что не имея опыт наблюдений разных детей, а также не имея педагогического, психологического или медицинского образования, им трудно различить где скоротечные трудности, а где серьезные нарушения психики.
В моей семье воспитывается нормотипичный ребенок и дети с СДВГ, РАС и ЗПРР. Есть не медицинское, но хотя бы педагогическое образование. Поэтому я решила поделиться собственным опытом наблюдения за детьми с разным состоянием психики.
Вот некоторые признаки того, что у ребенка может быть РАС (или похожее психическое расстройство) и нужна консультация невролога и психиатра.
1) Псевдослепота и псевдоглухота по отношению к сигналам из окружающей среды.
Ребенок не отзывается на свое имя, когда его зовут, не здоровается и не прощается, хотя его пытаются обучить этому год, два, три...Он не может точно определить местонахождение объекта по звуку (проверяет все имеющиеся комнаты в квартире по очереди). Отрывочно запоминает устные инструкции, не обращает внимания на окружающие растения и изменения в них при смене времен года, не использует указательный жест. При этом регулярные осмотры офтальмолога и отоларинголога подтверждают, что зрение и слух в норме.
2) Пониженный инстинкт самосохранения, «бесстрашие».
Отсутствие попыток позвать на помощь для себя или другого ребенка в ситуациях, когда помощь взрослого необходима (захлебывается соплями при ОРВИ, упал и не может встать, поранился). Частые попытки убежать от сопровождающего во время прогулок, выбежать на проезжую часть, без предупреждения и навыков плавания ринуться в воду и так далее.
Хороший вариант — обучить ребенка стоп-слову, услышав которое он будет замирать, оборачиваться и ждать на месте. Вместо пляжа лучше отдавать предпочтение прогулкам по лесу, паркам, скверам до тех пор, пока ребенок не научится плавать или осознавать риск для жизни и соблюдать технику безопасности (носить спасательный жилет и так далее).
3) Обилие страхов, по своей силе способных быстро перерасти в фобию.
У моего сына эти страхи стартовали на втором году жизни и сильно усилились на четвертом. Это были страхи перед новым, темнотой, водой, высотой, эскалатором, фейерверками, шумом дрели, насекомыми, животными...
В последнем случае благотворно сказались конные прогулки и иппотерапия. Каждый раз перед поездкой в конюшню мы брали корм для лошадок и стерегущих их собак. В конце каждого занятия сын учился их кормить. Также кормили птиц в сквере.
4) Чрезмерная чувствительность (или нечувствительность) рецепторов к раздражителям.
Негативное отношение к шуму текущей из крана воды или работающему пылесосу, громким крикам, специфическим запахам, жестким или шершавым материалам одежды и так далее.
Многие дети в младенчестве хорошо засыпают под «белый шум», но один наш сын боялся подобных звуков до дрожи, а другой — первоначально не воспринимал как что-то особенное даже звук отбойного молотка в квартире. До недавнего времени испытывал болезненные ощущения при стрижке электрической машинкой, зажимался, извивался и плакал. Иногда и сейчас один из сыновей снимает одежду в любое время года и ходит по дому почти голым, хотя чистая одежда на выбор у него всегда имеется.
5) Пищевая избирательность, извращение вкуса.
а) Отказ пробовать новую пищу:
- продукты питания, содержащие белок (мясо, рыба, сыр, творог, яйца, орехи, фасоль...),
- сырые фрукты, ягоды, овощи (по одиночке и вперемешку в салатах, супах, рагу).
б) Предпочтение пищи одного цвета или вида (крупы, макароны, мясо, сладкое). Перечень очень индивидуален.
По моим наблюдениям дети с РАС и СДВГ не едят не просто какой-то один плод, а исключают из своего рациона плоды целыми категориями, не желая даже пробовать их:
- семечковые плоды (груша, яблоко, ирга...),
- цитрусовые (лимон, апельсин, мандарин...),
- косточковые (абрикосы, вишня, персики...),
- ягоды (томат, виноград, смородина...),
- тыквины (арбуз, дыня, огурец...),
- ложные ягоды (клубника, земляника, малина...),
- тропические и субтропические фрукты (манго, ананас, инжир...).
Мой старший сын (с СДВГ и аутичными чертами) 98% указанных выше продуктов не ест и не пробует. Никаких мандаринов на Новый год. Никакого чая с лимоном. Никаких супов с мясом. Никаких котлет к картофельному пюре. Пироги только без начинки ("без всего"). Бабушки моего детства были бы в ужасе: что же ребенок ест, как выживает?
Он ест крупяные каши и простейшие супы (гречневые, рисовые, кукурузные, картофельные, тыквенные), картофель после термической обработки, углеводы (макароны, выпечку, шоколад, джемы), детские фруктовые и мясные пюре (те самые, для малышей), консервированную кукурузу и горошек. Из сырых фруктов приучили есть яблоко и чуть-чуть морковку, из мясного — наггетсы. Пьет яблочные соки. Неоднократно на тему питания с ним проводили беседы врачи, но все без толку. Из-за нарушения пищевого поведения следим за его весом, психикой, регулярно покупаем витамины, чтобы компенсировать недостаток витаминов группы B и железа.
Мой средний сын (с атипичным аутизмом и СДВГ) в питании делает упор на белковую пищу, ест некоторые крупы, простейшие супы (картошка, морковка, крупа, мясо). Он жалуется, что фрукты кажутся ему не сладкими (как должно быть), а кислыми и невкусными. Яблоки, которые выдавали в садике на полдник, он отдавал братьям. Из ягод ест черный изюм (сухофрукт), а также клюкву в шоколадной глазури. Ест бананы. Ненавидит укроп. Пока сын очень активно растет ввысь, но при замедлении роста придется бороться с лишним весом.
Младший сын, который развит по норме, ест все виды продуктов питания. Иногда бывают капризы, но это именно капризы (требует то, что вкуснее всего в его личном рейтинге). Он без истерик пробует плоды всех категорий, особенно, "отрывается" по ягодам и ложным ягодам. Единственный из сыновей, кто ест салаты. С весом у него проблем нет.
Продолжение тут:
Окончание тут:
#психическое расстройство #диагностика аутизма #аутизм у детей #тревожное расстройство #задержка психического развития #расстройство пищевого поведения