(От смерти Иисуса Навина до помазания Саула; 1400-1095 гг. до н.э.)
I. ПОЛОЖЕНИЕ С РЕЛИГИЕЙ
Религиозность израильского народа в этот период характеризовалась следующим:
1. Ряд случаев возвращения к идолопоклонству. Причинами этого послужили:
а) Их идолопоклонническое происхождение (ср. Быт. 31:19; 35:2; Иис. Н. 24:2-14). Авраам оставил идолопоклонство, но уже ко времени женитьбы Иакова оно вновь проникло в семью. И хотя Иаков закопал идолов, некоторое их влияние на жизнь, вероятно, сохранялось.
б) Египетское рабство (ср. Исх. 32:21-34; Иис. Н. 24:14). Израиль, скорее всего, был глубоко поражен идолопоклонством, так как пал так низко и так быстро у самого подножия горы Синай. Обращение Иисуса Навина - неопровержимое доказательство того, что даже дисциплина, поддерживаемая в пустыне, полностью не излечила их от этого недуга.
в) Заражение от ханаанских племен. Ханаан был центром самой разлагающей религии всех времен. Именно оттуда Карфаген, Греция и Рим позаимствовали наиболее безнравственные черты своих религий. Отсюда приговор Бога: либо изгнать, либо уничтожить жителей Ханаана. Только так мог Израиль обеспечить себе безопасность. Аморреи в своем грехе были неисправимы. То, что израильтяне не сумели выполнить Божье повеление, и последовавшие за тем перекрестные браки были постоянной угрозой чистоте религии.
2. Ряд последовавших притеснений. Притеснения со стороны соседних племен были закономерным результатом. Слабые духовно стали слабыми политически. Притеснения были также воспитывающим наказанием. Снова и снова, терзаемый моавитянами или мадианитянами или филистимлянами, израильский народ искренне раскаивался, отворачиваясь от идолопоклонства своих угнетателей и возвращаясь к служению Господу. В конце концов, чистая вера победила.
3. Ряд избавителей, называемых судьями. Они не были идеальными людьми. Герои христианской веры намного выше их. Зачастую суеверные, горячие, нравственно слабые, они, тем не менее, верили в Бога. В то время это уже было много. Они поднялись над своей эпохой, как Павел и Лютер - над своими, и поэтому заслуженно занимают место в ряду героев веры. Кроме того, эти люди были патриотами. В пору раскола на племена и территориальных притязаний они проявили высокий патриотизм. Этих людей по праву можно назвать героями своего времени.
II. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
С политической точки зрения тогда не существовало ни национальной организованности народа, ни столицы государства, ни главы государства. Моисей дал религиозную систему, но не определил государственного устройства. Они по-прежнему оставались двенадцатью племенами, иногда объединявшимися в целях общей самозащиты, а иногда враждовавших почти до полного истребления друг друга. Это напоминало англосаксонское семивластие до объединения под властью Эгберта. Тем не менее, можно выделить три фактора, не позволивших им разделиться на дюжину маленьких народов, а именно:
1. Общее происхождение и история. Авраам был основателем народа, они одинаково почитали Исаака и Иакова, а такие блестящие имена, как Иосиф, Моисей и Иисус Навин наряду со славой Красного моря, Иордана и всего периода завоевания были всенародным наследием.
2. Общий язык - еврейский. В древнееврейском языке обнаружены следы различных диалектов, но языковые различия были далеко не столь значительными, как, например, в Англии во времена короля Альфреда.
3. Общая религия. Скиния была установлена в Силоме. Там был и единственный жертвенник. Первосвященник народа проживал там же. Это было место, где ежедневно приносились жертвы от всего народа. Туда же ходили представители от всех племен на празднования трех ежегодных великих праздников. Таковы были центростремительные силы, сохранявшие народ, как единое целое. Нечто подобное наблюдалось и у греков, но особенности географического положения рано способствовали такой сильной обособленности, что им так никогда и не удалось объединиться в нацию. Эти силы держали евреев вместе до тех пор, пока в пророке Самуиле и в царе Давиде они не нашли ту великую веру и политическую гениальность, которые сплавили их в народ.
III. ШЕСТЬ ОСНОВНЫХ НАШЕСТВИЙ
Во время этого неспокойного, но формирующего периода произошло шесть главных вторжений извне. Как мы уже видели, они были закономерным результатом богоотступничества народа, повлекшим за собой Божье наказание. “И сделали сыны Израилевы злое пред очами Господа” и “Возопили сыны Израилевы к Господу” - эти фразы, поочередно употребляемые, повторяются в книге Судей десять раз (см. Суд. 3:7, 9; 3:12, 15; 4:1, 3; 6:1, 7; 10:6, 10), придавая истории нравственное звучание. Этому периоду настолько же не чуждо ничто человеческое, как и, скажем, эпохе крестовых походов или норманнскому завоеванию, но его великое значение заключается в наказании, благодаря которому Израиль, наконец, стал народом, чьим Богом был Яхве.
1. Месопотамское нашествие с востока. Еще во времена Авраама мы наблюдали правителей земель Евфратских, расширивших свои владения до реки Иордан и захвативших Лота. Прошло пятьсот лет. Другой правитель великой долины возглавляет другое вторжение на запад. Вот уже восемь лет стонет Израиль под гнетом, когда Гофониил, племянник Халева, поднимает народ к сопротивлению и оттесняет захватчиков назад к Евфрату.
2. Моавитское нашествие с юго-востока. Моавитяне, потомки Лота, обитали к востоку от Мертвого моря. Под предводительством Еглона они покорили племена, занявшие юго-восточную часть Палестины, и даже перешли через Иордан и, захватив, в течение восемнадцати лет удерживали Иерихон. Аод, из колена Вениаминова, принес Еглону в Иерихоне дань от племен. Во время разговора один на один он убил царя и, убежав в западные горы, собрал там армию. Они захватили переправу через Иордан, отрезав таким образом пути отхода, и сразились с моавитянами, в результате чего те потеряли десять тысяч воинов. Это принесло мир, по крайней мере, этой части страны, на восемьдесят лет.
3. Ханаанское нашествие с севера. Когда-то у озера Мером Иисус Навин разгромил северное ополчение союзных ханаанских племен, возглавляемое Иавином. Позднее, уже другой Иавин вновь собрал северных ханаанитян и поработил еврейские племена, жившие на севере, на двадцать лет. Наконец, Девора, пророчица редкой веры и мужества, призвала Варака из племени Нефаллимова. Собрав армию в десять тысяч человек, он одержал великую победу у потока Киссона. Сисара, ханаанский военачальник, убегая, нашел укрытие в шатре Иаили, жены Хевера Кенеянина, потомка Иофора - тестя Моисея. Иаиль, эта Шарлотта Кордэ своего времени, уложив Сисару спать, вонзила в его висок кол от шатра, пригвоздив его к земле. И радостной песней Девора празднует победу (Суд. 5).
4. Нашествие мадианитян с востока. Мадианитяне - это арабы, потомки Авраама от его жены Хеттуры. Они не обосновывались на землях, принадлежавших Израилю, но в период сбора урожая проносились по ним, как смерч, и, загрузившись награбленным, исчезали. Их набеги были настолько ужасны, что Израиль был вынужден уйти в горы, в обнесенные стенами города и даже прятаться в пещерах. Бог дал избавителя в лице Гедеона из колена Манассии. Тот начал с того, что уничтожил жертвенник Ваала в доме своего отца и в деревне. Затем он собрал армию в 32 тысячи человек, но сократил ее до десяти тысяч, разрешив всем робким разойтись по домам. Из этих десяти тысяч он отобрал триста воинов, взяв только тех, кто пил воду, черпая ее ладонями. С этим небольшим отрядом ночью он напал на мадианитян и разбил их, обратив в бегство и нанеся большие потери. Воины Гедеона преследовали врага до самых границ восточной пустыни. Победы под предводительством Варака и Гедеона были одержаны северными племенами. Крепкое же центральное племя Ефрема было огорчено, так как им досталась лишь малая толика славы. Но Гедеону удалось успокоить их ревность одной лишь разумной лестью (Суд. 8:1-3). Гедеон стал героем дня. Ему предложили стать царем, но он отказался. Его более тщеславный, но менее достойный сын Авимелех убил всех своих братьев, кроме одного, и стал царьком в Сихеме, правда, на весьма непродолжительное время. Он потерял и корону, и жизнь, пытаясь подавить восстание.
5. Нашествие аммонитян с востока. Аммонитяне, как и моавитяне, - потомки Лота. В период завоевания страны к востоку от Иордана они были изгнаны в восточную пустыню, но вскоре начали теснить восточные племена Израиля, пытаясь вернуться назад. Орудием избавления на этот раз стал Иеффай. Лишенный наследства и поставленный вне закона, как рожденный от блудницы, он, тем не менее, был призван, восстановлен в правах и поставлен во главе войска, собранного, чтобы изгнать аммонитян. Перед тем, как идти на битву, он дает обет, что, в случае успеха, по возвращении он принесет в жертву Богу то, что первым выйдет из дома навстречу ему. Он победил в сражении, и первой, кто вышел встречать его, оказалась его единственная дочь, которую он и принес в жертву, выполняя свой обет. (Вероятно, Иеффай отдал свою дочь в скинию на постоянное служение Богу).
6. Нашествие филистимлян с юго-запада. Филистимляне - воинственные племена торговцев, проживавших в Средиземноморье. Они были соперниками финикиян и однажды даже захватили Сидон, который вследствие этого потерял свое главенствующее положение в Финикии, заняв второе место после Тира. Филистимляне были самыми давними врагами Израиля, угрожавшими им в течение всего периода судей и даже в период монархии до тех пор, пока не были сломлены Давидом. Особенно страдали от их нападений южные колена: Симеоново, Даново и Иудино. Последним и, в определенном смысле, наиболее замечательным из плеяды военных героев Израиля, сражавшихся с филистимлянами, стал Самсон из колена Данова. От рождения он был назореем, то есть по обету своей матери он не должен был есть ничего нечистого, не употреблять ничего, что производит виноградная лоза, и никогда не стричь волосы. Он был еврейским Гераклом, находя необыкновенное удовольствие в делах, требующих сверхчеловеческой силы. Часто эти дела носили фантастический характер, но всегда совершались с патриотическим настроем. Из своего дома среди юго-западных холмов он часто совершал вылазки против филистимлян - всегда в одиночку и без оружия. Два следующих друг за другом брака с филистимлянками способствовали как его успеху, так и конечному поражению, так как Самсон, несмотря на всю свою силу, был слаб. Поддавшись упрашиваниям Далиды, он открывает ей секрет своей силы, и, нарушив свой назорейский обет, допускает, чтобы она остригла ему волосы. Какое унизительное зрелище - Самсон, спящий на коленях Далиды, Самсон, от упоминания одного имени которого дрожат все филистимляне. Самсон, с помощью Далиды разлученный с Богом, стал легкой добычей для своих врагов. Ослепленный, посаженный в темницу и обреченный на женский рабский труд на мельнице, он получает возможность возобновить свой обет и восстановить утерянную силу. Приведенный ради забавы на празднование приношения жертвы богу филистимлян Дагону, Самсон отдает свою жизнь ради освобождения родной страны. Подобных случаев история человечества знает немало. Сдвинув с места центральные колонны в храме, он похоронил себя в одной могиле с тысячами своих врагов. Хоть власть филистимлян и не была сломлена, подвиги Самсона на протяжении веков вдохновляли Израиль и впоследствии проложили дорогу делам Самуила и Давида, результат которых был более долговечным.
IV. КНИГА РУФЬ
События, описанные в Книге Руфь, произошли в период судей. Эта книга представляет собой единственный светлый, приносящий покой и радость рассказ о том времени. Читать ее надо всю сразу. Елимелех и Ноеминь жили в Вифлееме. Голод, вызванный, вероятно, одним из многочисленных вторжений, привел их в землю Моавитскую. Там их сыновья женятся. Проходит десять лет, и три женщины становятся бездетными вдовами. Ноеминь решает вернуться домой. Обе невестки решают отправиться вместе с ней. Представляя, как одинока будет жизнь этих дочерей чужого народа в ее стране, Ноеминь пытается отговорить их. Орфа колеблется, затем возвращается назад. Руфь же отвечает своей свекрови словами, ставшими классическими (Руф. 1:16, 17). Такая вера и привязанность не остались без вознаграждения. Придя в Вифлеем, Руфь подбирает колосья на полях Вооза, родственника ее мужа. Наученная Ноеминью, она становится его женой на правах родственницы, с целью увековечения имени и наследства своего мужа. Так Руфь была удостоена чести стать прародительницей Давида, Марии и Иисуса.
V. САМУИЛ, СУДЬЯ-ПРОРОК (1 Цар. 1—10)
Самуил - самая значительная фигура между Моисеем и Давидом. Он был и Лютером и Иоанном Крестителем своего времени одновременно. Вся его деятельность, от рождения до самой смерти, поднимает нас над общим весьма низким уровнем того периода. Бездетная Анна с характерным для еврейской матери страстным желанием иметь детей просит у Бога сына, обещая отдать его обратно Богу. Так Самуил получает воспитание в скинии в Силоме.
Первосвященник Илий был также и “судьей”. Он был первым, кто объединил эти два поста в одном лице. Престарелый Илий, хотя и сохранивший личную чистоту, оставляет безнаказанными вопиющие грехи своих сыновей. Через Самуила, который был еще ребенком, Бог объявляет суд Свой над домом Илия. Суд свершился во время знаменитой битвы при Афеке, когда филистимляне убили обоих сыновей Илия и захватили ковчег. Услышав такие новости, сам Илий падает замертво. Последовавшие затем мрачные годы знаменуются растущей надеждой на то, что Самуил призван стать пророком от Бога. Вот вкратце результаты выдающейся деятельности Самуила:
(1) Он провел важную всенародную реформу, возобновив завет и приведя народ назад к служению Яхве.
(2) Подвергшись нападению филистимлян, он одержал такую победу при Авен-Езере, что его враги ни разу больше не решились напасть при его правлении.
(3) Он открыл школы пророков.
(4) Он “судил” Израиль всю свою жизнь.
(5) Он подготовил и ввел монархию, помазав Саула, а после его отвержения - Давида. Таким образом, Самуил принадлежит переходному времени между периодом судей и монархией. Он последний и величайший среди судей и первый после Моисея в ряду великих пророков народа израильского.
#книга судей #ветхий завет #история #библия #изучение библии