Найти в Дзене
Военно-технический сундук

Ночной истребитель He-219 «Филин» – первый экземпляр, сразу в бой, и тут же сбил четыре «Галифакса» и один «Ланкастер»

В 1943 году в бой против британских ночных бомбардировщиков вступил немецкий самолет нового поколения – He-219 Uhu («Филин»). Очень многие даже совсем молодые пилоты становились на этих ночных истребителях настоящими асами. И единственный недостаток этой уникальной машины – она была выпущена в количестве всего 268 штук.

Немецкий ночной истребитель He-219 Uhu, вступил в бой летом 1943 года
Немецкий ночной истребитель He-219 Uhu, вступил в бой летом 1943 года

Во время Второй Мировой войны воздушные бои велись не только днем, но и ночью, и асами становились ночные летчики-истребители тоже довольно массово. Ну, ясное дело – где летает много самолетов в небе, там и воздушные бои, несмотря на то – ночью они происходят, или днем.

А самое жаркое ночное небо во время войны было над Западной Европой. На Восточном фронте самолеты тоже ночью летали и нападали на спящие города, но значительно меньше, так как в России немцы сконцентрировали свои воздушные ударные усилия в основном на линиях фронтов, и более 90% всей работы авиации приходилась на дневное время.

"Филин" в полете
"Филин" в полете

В Европе же все было по-другому. Немцы оккупировали весь континент, и никаких фронтов на этом континенте не было. А были налеты бомбардировщиков на вражеские территории, разделенные в основном Ла-Маншем. Немцы бомбили Англию, а Англия – немцев. И налеты эти происходили не только днем, но и ночью, причем ночью они являли наиболее разрушительный характер.

Дело в том, что армады американских бомбардировщиков, летавших над Европой днем, бомбили выбранные объекты точечно, в основном страдали только промышленные предприятия и транспортные узлы. А вот англичане по ночам применяли ковровые бомбардировки и бомбили по площадям города, что было гораздо удобнее, но не менее эффективно, так как эти бомбардировки буквально кошмарили мирное население и лишали их жилищ. А закошмаренные и бездомные мирные жители не могли эффективно работать на военных предприятиях. Вот на это и была ставка союзников.

"Филин" на аэродроме
"Филин" на аэродроме

Ну, и немцам приходилось применять меры по предотвращению таких бомбардировок, или хотя бы снижению их эффективности. Они создали специальные эскадрильи ночных истребителей, которые должны были бы бороться с английскими бомбардировщиками. Для ночных атак на самолеты противника в ночном небе применялись радары, которые устанавливались на истребители, а так как на обычный одноместный истребитель такой радар не установить, то к делу привлекались или двухмоторные истребители Bf-110 и Ме-210, или бомбардировщики Ju-88, Do-17 и Do-217.

Передняя часть "Филина"
Передняя часть "Филина"

Однако двухместные истребители были слишком неудобными для ночных атак, потому что второй член экипажа был слишком занят радиолокатором и не мог одновременно отбивать атаки английских «Москито», выполнявших роль ночных истребителей сопровождения бомбардировщиков. В «Юнкерсах» и «Дорнье» было гораздо просторнее, и в них мог разместиться достаточно большой экипаж, включая стрелков, но скорость этих самолетов была мала для эффективного перехвата британских бомбардировщиков.

Схема ночного истребителя He-219 Uhu
Схема ночного истребителя He-219 Uhu

В общем, требовался кардинально новый самолет. И такой самолет у немцев появился в середине 1943 года. Это был «Хейнкель» He-219 Uhu («Филин»), который был разработан еще в самом начале войны. Однако из-за бюрократических проволочек и внутриведомственных противоречий готовый проект этого самолета так и лежал под спудом, пока им не заинтересовался министр вооружений Альберт Шпеер. А Шпеер, как известно, прекрасно разбирался в том, что Германии нужно, а что не нужно.

В конце лета программа производства He-219 получила приоритет, и менее чем через год этот самолет, еще не принятый, кстати, на вооружение, вылетел на первое свое задание в рамках войсковых испытаний. В ночь на 12 июня 1943 года майор Вернер Штрейб вместе со своим радиооператором унтер-офицером Гельмутом Фишером в небе над Дюссельдорфом в течение всего 30 минут сбил на первом опытном (предсерийном) He-219 четыре четырехмоторных «Галифакса» и один «Ланкастер». Они в ту ночь сбили бы и больше, но самолет был поврежден очередью из пулемета одного из бомбардировщиков, и пришлось срочно возвращаться на базу, где самолет при посадке потерпел катастрофу. Правда, Штрейб и Фишер при этом не пострадали и из строя не выбыли.

Асы, воевавшие на He-219 - Манфред Мейрер (слева) и Вернер Штрейб (справа). О Мейрере информация - ниже
Асы, воевавшие на He-219 - Манфред Мейрер (слева) и Вернер Штрейб (справа). О Мейрере информация - ниже

Ночной истребитель He-219 показал себя весьма эффективным оружием. Со скоростью более 600 км/ч он успешно уничтожал даже более быстрые ночные истребители «Москито», о чем свидетельствует богатый послужной список пилотов, пересевших с Ju-88 и другим старых ночных самолетов на «Хейнкель». Батарея из нескольких 20-мм и 30-мм пушек в мгновение ока превращала любой гигантский бомбардировщик в металлолом. Правда, двухместный самолет без оборонительного вооружения часто подвергался атакам тех же «Москито», и поэтому одновременно пошли в строй и трехместные самолеты. Но такие варианты потеряли в скорости около 30 км/ч, тем не менее они уже могли успешно обороняться.

Трехместный He-219
Трехместный He-219

He-219 Uhu строился в самых разных вариантах, в том числе и в так называемом «противомоскитном» - с самолетов снималась вся броня, и в результате скорость в горизонтальном полета увеличивалась чуть ли не до 700 км/ч, что позволяло успешно бороться с английскими «Москито» просто играючи. И «Филин» был до самого конца войны самым успешным самолетом немцев, и если нес потери, то только в основном от ошибок своих пилотов, и на земле - от атак на аэродромы базирования.

Главная ошибка пилота состояла в том, что, не рассчитав в темноте скорости и расстояния до вражеского бомбардировщика, он просто врезался в самолет противника и погибал вместе с ним. Так погибали не только новички, но и опытные пилоты, и даже асы, на счету которых было по нескольку десятков сбитых самолетов врага.

Правая консоль крыла ночных "Филинов" часто окрашивалась в черный цвет, что было сигналом к немецкий зенитичикам - это свой!
Правая консоль крыла ночных "Филинов" часто окрашивалась в черный цвет, что было сигналом к немецкий зенитичикам - это свой!

Но все же основная проблема этих прекрасных ночных перехватчиков состояла в том, что их было изготовлено очень мало. В 1943-и году, когда выяснились потрясающая боевая эффективность «Филина», командованием ночной авиации заказало по 100 He-219 в месяц, но сам Хейнкель в условиях постоянных бомбежек его заводов рассчитывал не более чем на 20-25 машин. В итоге с лета 1943-го до конца войны было построено всего 268 серийных самолетов, а это в условиях тотальной воздушной войны было очень мало.

Следует сказать, что союзники очень серьезно относились к «Филину», свидетельством чему служат постоянные штурмовки базирования этих истребителей. И эта работа по уничтожению самого эффективного самолета Гитлера англичанами проводилась настолько успешно, что у немцев не осталось ни одного боеспособного He-219 уже к 9 апреля – фактически за месяц до окончания войны.

Heinkel He 219A из NJG1 на аэродроме в Венло 1944 г.
Heinkel He 219A из NJG1 на аэродроме в Венло 1944 г.

Говоря об асах, которые успели повоевать на He-219, можно упомянуть оберфельдфебеля Вильгельма Морлока, который в ночь на 3 ноября 1944 года вместе со своим оператором Альфредом Зойка сбил в районе Ибенбюрена целых 7 (семь!) четырехмоторных бомбардировщика, причем в течение всего 12 (двенадцати!) минут. Правда, седьмую победу Морлоку не засчитали как не подтвержденную, возможно, разбитый британский самолет все же смог уйти и упал где-то в море далеко от места боя, где его посчитать было невозможно.

Сам Морлок погиб на следующую ночь, подловленный «Москито», но его оператор Зойка спасся, выброшенный взрывом из кабины «Филина», совершившего неудачную вынужденную посадку в Тевтобургском лесу.

Пластиковая модель He 219
Пластиковая модель He 219

Также можно упомянуть командира Nachtjagdgeschwader 5 (5-е крыло ночных истребителей) Манфреда Мейрера, который до того, как пересел с Do-17 на He-219 в конце сентября 1943 года, уже имел 56 сбитых двухмоторных и четырехмоторных британских бомбардировщиков, в том числе и один американский Б-17. За четыре месяца боевой работы на новом «Филине» он сбил еще 9 бомбардировщиков, включая один «Москито», но погиб 22 января 1944-го в результате столкновения со своей последней победой – гигантским «Ланкастером» в районе Магдебурга.

Интересен случай с капитаном Ганс-Дитером Франком, который за одну ночь 31 августа 1943 года сбил на He-219 три четырехмоторных «Ланкастера», причем последнюю атаку совершил всего на одном двигателе, так как второй был разбит вражеским снарядом. Это свидетельствует о живучести «Филина» и о его боевых способностях, которые позволяли сбивать гигантские бомберы даже на одном работающем двигателе. Правда, 27 сентября 1943 года этот ас, имевший на своем счету 55 побед, также погиб, столкнувшись с другим истребителем при посадке на аэродром ночью.

He 219 на аэродроме
He 219 на аэродроме

Есть еще сведения о командире 1-го крыла ночных истребителей - гауптмане Йоханнесе Хагере, который всего за 99 боевых вылетов на He-219 сбил 48 британских ночных бомбардировщиков. Так, 22 февраля 1945 года на подступах к Берлину он в течение 17 минут сбил 6 тяжелых вражеских самолетов, за что был награжден Рыцарским крестом. 22 марта ночью он сбил еще три бомбардировщика. Все эти победы с Хагером разделил его радиооператор унтер-офицер Вальтер Шнейдер.

В общем, тема общих успехов ночных истребителей He-219 очень обширная, и статистика по этой теме тоже имеется. Однако все это в одну статью не втиснуть, поэтому я ограничусь этим кратким обзором, который можно считать просто предисловием к моей основной работе, посвященной этому довольно успешному самолету, одному из многих, впрочем, которые просто не успели на эту войну.

He 219 Uhu в полете
He 219 Uhu в полете

Ведь если бы этот ночной истребитель был запущен в серию на пару лет раньше, когда и возникла потребность защиты ночного неба Германии от нападения тяжелых бомбардировщиков врага, то их успели бы выпустить в достаточно большом количестве. А так приходилось приспосабливать под ночные истребители самолеты, очень мало к этому подходившие, в основном из-за недостаточной скорости полета. Как следствие – очень большие потери этих тяжелых истребителей от их оппонентов – таких же ночных истребителей «Москито».

Но вот как появились в ночном небе Германии в 1943-м «Филины» - «Москитам» пришлось очень туго, потому что они получили не просто достойного, но и во многом превосходящего противника. Единственным существенным недостатком He-219 было, как уже писалось выше – слишком малое, и даже мизерное их количество.

"Филин" в атаке на британский бомбардировщик
"Филин" в атаке на британский бомбардировщик

НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ МАТЕРИАЛЫ:

Немецкий ракетный перехватчик Ba 349 «Наттер» мог бы изменить ход WWII, если бы проекту вовремя дали ход

Можно ли бомбить вражеские аэродромы кирпичами? Правда и вымысел, или дыма без огня не бывает

Единственный в истории войн биплан, победивший в бою новейший реактивный истребитель

Японский Aichi M6A «Seiran» - первый и последний в истории мировой авиации ударный подводный бомбардировщик

Одни из лучших истребителей Второй Мировой войны - итальянские Макки C.202 Folgore и C.205 Veltro