Найти тему
Записки Царскосёла

Deep Purple In Rock: всё о нетленном эпике "Child In Time"

Хвалить альбом "Deep Purple In Rock" и рассказывать о его прорывной роли в деле становления тяжелого рока, о том, что это "альбом-сенсация" и что он эпохальный верстовой столб, да и о том, что он моментально вывел группу в "высшую лигу" хард-рока, я не стану. Во-первых, именно это знают все и без меня, а во-вторых - я буду хвалить не альбом в целом, а каждую его песню по отдельности. Будем их рассматривать под лупой, взяв пинцет, ланцет и скальпель, относясь к этому бережно, как к краеугольным камням величественного здания!

Начну, пожалуй, с нетленного хита и грандиозного эпика "Child In Time"

На внутреннем развороте ламинированного конверта каждую из 7 песен альбома сопровождает маленький комментарий от имени группы. Закрывающую первую сторону пластинки "Child In Time" характеризуют так - "Это история лузера - им мог быть и ты"

Ну что же! Давайте разбираться!

Британский оригинал "Deep Purple In Rock"
Британский оригинал "Deep Purple In Rock"

Посмотрев на авторство песен видно, что все они числятся за всей группой, а не за кем-то конкретно. Однако, несмотря на это, её происхождение далеко не пёрпловское, да и сама она мало чем похожа на остальные творения группы, хотя это и не совсем рок в чистом виде. Ещё очень слышны отголоски не так давно вышедшего концерта с симфоническим оркестром, но исполнено это всё на высочайшем уровне!

Роджер Гловер вспоминал о начале истории песни:

"Едва присоединившись к группе летом 1969 года, я провёл выходной вместе с Яном Пейсом и Ричи. Мы взяли напрокат катер и поплыли по Темзе, слушая записи команд, от которых многие балдели в те времена".

Среди оных был и увидевший свет в мае 1969 года дебютный альбом фолк-психоделичной группы из Сан-Франциско It's A Beautiful Day. Ещё будучи на гастролях в Америке, Джон Лорд и Ричи Блэкмор слышали их, так как It's A Beautiful Day разогревали Пурпурных на одном из концертов группы ещё прошлого состава с Ником Симпером и Родом Эвансом. Лорда ещё тогда очаровала великолепная скрипка Дэвида Лэфлемма в одной из лучших жемчужин альбома "Bombay Calling". Кстати, именно на этих гастролях и "треснул" оригинальный состав Дип Пёрпл, а отыграв последний концерт 4 июля 1969 года в так называемом Маrк I, в коллектив влились Ян Гиллан и Роджер Гловер.

Давайте же послушаем эту замечательную композицию, чтобы очень скоро к ней вернуться вновь! Ибо многое будет вертеться в нашем обзоре вокруг этой темы... кружево уже начало плестись!

Итак, смотрим на обратной стороне конверта It's A Beautiful Day исходные данные: у "Bombay Calling" значатся два автора – Vince Wallace и David Laflamme. Кто такой этот Дэвид Лэфлемм мы уже выяснили, а вот кто такой Винс Уоллес? Такой в группе It's A Beautiful Day не значится!

Оказывается - это джазовый музыкант-саксофонист, с которым Лэфлемм знакомец ещё с 1966 года. Они задружились на фестивале камерных оркестров в Сан-Франциско и ещё тогда Винс Уоллес показал Лэфлемму свою только написанную "Bombay Calling", но записать её со скрипачом не захотел. Зачем тогда показывал, спрашивается! Вот тут-то в Лэфлемме и проснулась "воровская жилка", и когда они с женой Линдой (пианисткой) собрали It's A Beautiful Day - песня была издана на их первенце.

А что Винс Уоллес?

В конце 60-х он был саксофонистом калифорнийской группы из Окленда под названием "Little John's Blues Band". Вот на их втором альбоме "Up and Down", вышедшем в марте 1970 года, Винс и поместил уже свою версию "Bombay Calling", где значилось, что и композитор и автор слов Винс Уоллес.

Слушаем версию Винса!

В 1975 году Винс Уоллес издаёт уже сольный альбом, на котором "Bombay Calling" он превратил уже в целый джазово-психоделичный эпик. На этой записи играют Винс Уоллес тенор-саксофон, Кент Гленн фортепиано, Харт Смит тромбон, Марк Проктор бас, Рон Эньярд ударные

Слушаем ещё одну версию "Bombay Calling"!

Но пора вернуться и к нашим пурпурным друзьям!

Дадим слово всем по очереди. Вспоминает Роджер Гловер:

"Во время репетиции в Хэнуэлле кто-то из нас спросил: "А помните "Bombay Calling"? И Лорд стал её наигрывать, но в более замедленном темпе. Вступили и мы. Ян что-то там запел, всё нагнетая и нагнетая напряжённость, а когда его вой стал похож на плачущую сирену, после 3-й октавы мы всё оборвали классическим болеро. Результат нам показался довольно интересным и весьма заманчивым. Структура композиции вырисовалась очень быстро, и один из самых знаменитых наших номеров вскоре был завершён. Окончательно её мы доработали во время концертов, и когда начали записывать, она была уже "обкатана на сцене".
Deep Purple
Deep Purple

А вот как моменты написания текста Child in Time вспоминает Ян Гиллан, который свой вклад в создание этого хита оценивает куда как скромно, но гордится ей и посей день. Child in Time долгое время была визиткой Гиллана, так он назовёт свой первый сольный альбом и книгу:

"Стояла осень 1969 года. Группа репетировала в западной части Лондона: то ли в Саутхолле, то ли в Хэнуэлле. Джон Лорд импровизировал со свеженькой мелодией Bombay Calling из нового альбома It’s a Beautiful Day. Я начал петь, и слова подбирались легко. Использовав в качестве темы самый разгар холодной войны я и написал первые строки "Милое дитя, в своё время ты увидишь грань, которая разделяет Добро и Зло", которые отражали опасность, нависшую над нами, мы жили в страхе, по сути это был антивоенный посыл. Это песня о глупости и слепоте властителей мира. Слепец - это эвфемизм. Понимаете? Вот так появилась текстовая часть. Затем Джон подготовил партию клавишных, а Ричи – партию гитары. Песня стала такой популярной и востребованной потому, что она отражала общее настроение того времени"
-3

Give Me Some truth! В смысле, самое время услышать немного правды от Ричи Блэкмора:

"Мне хотелось сделать впечатляющий рокешник, и я буквально молился, чтобы он таким и получился, в противном случае нам бы пришлось до скончания века играть со всякими оркестрами. Гитарное соло всё же получилось не очень впечатляющим. Тогда больше 2-3 дублей я не писал. Мне дали 15 минут полагая, что для гитариста этого достаточно с лихвой. Пэйси показывал мне на часы, нервно притопывал ногой и постоянно нудил: "Ну, ты ещё там долго?". "Да я только-только настроился!" "Ты что же, ещё собираешься здесь сидеть?!" Ну а на концертах, переполненный драйвом, я исполняю это соло намного быстрее"
Человек в Чёрном. Ричи Блэкмор.
Человек в Чёрном. Ричи Блэкмор.

А вот некоторые подробности, проливающие свет на тайны студийной работы из уст отца-основателя, непревзойдённого гуру клавиш Джона Лорда:

"Первое, что спел Ян, было "о-о-о" перешедшее в "а-а-а", а затем и вовсе начал кричать и нести какую-то чушь из бессознательного ора и криков. Мы играли это бесконечно, начиная снова и снова, играя всё громче и громче. Потом настал момент, когда началось это болеро, и Ян Пейс вдумчиво сказал "Мне надоело" и перешёл к шаффлу. Мы все решили, что было бы здорово после паузы всё начать сначала"
-5

Да! Ещё одна мелочь! Если вы прислушаетесь, то в самом конце песни можно услышать подобие какофонии, очень напоминающей знаменитое завершение Битловского Сержанта "A Day In Life". Скажем так - Ричи просто одолжил его!

Ну и напоследок нам осталось только насладится великолепной записью выступления Дип Пёрпл в прямом эфире британского телешоу "Делают своё дело" и ещё раз окунуться в знатное прошлое великолепной и неповторимой группы, стоявшей у истоков сами уже знаете чего:

"Милое дитя, в своё время ты увидишь грань, которая разделяет Добро и Зло. Увидишь слепца, стреляющего в мир, Летящие пули, собирающие дань. Если ты был плохим - а я Богом клянусь, что так и было! Но тебя ещё не сразил летящий свинец, Тебе лучше закрыть глаза, склонить голову и ждать, пока в тебя не попадёт рикошетом"

Ставьте👍лайки или дизлайки👎, пишите комментарии📝! Главное движуха!

А на сегодня всё-ё! Засим пока!😉

Милое дитя баюкала Мэри М

Друзья! Спасибо ВСЕМ, кто поддержал мой канал!