Существует множество инструментов, хитростей и приемов для повышения эффективности маркетинга вашей организации, но эффективный маркетинг почти всегда сводится к знанию и пониманию ваших клиентов. Процесс разделения существующей клиентской базы на профилированные группы, известный как сегментация клиентов, может быть важной частью этого, если вы хотите продолжать ориентироваться на ту же аудиторию.
Что такое сегментация клиентов?
Сегментация клиентов – это маркетинговая деятельность, которая включает разделение ваших клиентов на несколько групп. Существуют различные способы расширения клиентской базы, но конечная цель одна и та же: лучше понять своего клиента.
Типы сегментации
Существует бесконечное количество способов сегментировать вашу клиентскую базу. То, как вы решите это сделать, может зависеть от характера или отрасли вашего бизнеса, но вполне вероятно, что это попадет в один из четырех типов сегментации: географическая, демографическая, поведенческая или психографическая. Вместе эти четыре категории, также известные как основы или опоры, охватывают практически все аспекты сегментации клиентов.
1. Географическая сегментация.
Географическая сегментация – это именно то, что следует из названия: сегментирование клиентов по их географическому положению. Этот тип сегментации особенно важен для международных компаний, которые могут оказаться не в состоянии предложить некоторые продукты или услуги в определенных юрисдикциях. Например, новое финансовое учреждение может оказаться не в состоянии ориентироваться на зарубежных клиентов с их последним продуктом, и в этом случае географическая сегментация будет существенным вариантом.
Конечно, географическая сегментация клиентов также может применяться на более локальном уровне. Малый сервисный бизнес может выбрать только близких клиентов – это также географическая сегментация.
2. Демографическая сегментация.
Следующий тип сегментации клиентов – демографический. Демографические данные рассказывают о конкретных характеристиках отдельных лиц в группе. Примеры демографических характеристик включают возраст, пол, доход и образование.
Демографическая сегментация является чрезвычайно мощным инструментом. Многие компании предпочитают создавать профили клиентов для своих продуктов, и они часто связаны с демографическими характеристиками. Демографическая сегментация позволяет бизнесу фильтровать свою существующую клиентскую базу по этим или другим аналогичным профилям клиентов.
3. Поведенческая сегментация.
Поведенческая сегментация является следующим типом сегментации клиентов. Как и следовало ожидать, это относится к поведению данного лица или отдельных лиц. Примерами поведенческих качеств клиентов являются выгоды, которые они стремятся получить от продукта или услуги, или то, как они намереваются использовать продукт или услугу.
Как упоминалось выше, реализация поведенческой сегментации может быть сложнее, чем географическая или демографическая сегментация, поскольку эта информация редко предоставляется аналитическими инструментами и ее трудно оценить. Точная оценка поведенческих черт часто требует использования опросов клиентов или анализа поведения клиентов в каждом конкретном случае.
4. Психографическая сегментация.
Психография похожа на демографию, но связана с более психологическими характеристиками, такими как покупательские привычки, хобби и ценности. Еще раз, эти черты могут предоставить бесценную информацию, когда дело доходит до нацеливания продукта или услуги на человека.
Тем не менее психографические черты также трудно определить с помощью традиционной аналитики.
В результате психографическая сегментация гораздо менее доступна, чем другие типы сегментации клиентов.
Преимущества сегментации клиентов
Есть много преимуществ разделения вашей клиентской базы на отдельные сегменты. Давайте рассмотрим два основных преимущества.
Во-первых, сегментирование клиентской базы позволяет вам лучше общаться со своими клиентами. Это особенно верно, если ваш бизнес обслуживает широкий круг клиентов, поскольку вы сможете создать соответствующее сообщение для каждой группы клиентов. Если ваш бизнес ориентирован только на одну группу клиентов, сегментация менее эффективна.
Во-вторых, сегментация клиентов может помочь вам определить новые возможности для бизнеса. Благодаря лучшему пониманию того, кем являются ваши существующие клиенты, вы сможете находить новые проблемы, которые нужно решать.
Сегментация клиентов имеет много преимуществ, большинство из которых проистекают из способности лучше понимать вашу аудиторию. Описанные выше два преимущества – общение с аудиторией и поиск новых возможностей для бизнеса – на самом деле сводятся к пониманию вашей аудитории.
Как провести сегментацию клиентов?
Как и в случае с другими бизнес-процессами, единого способа сегментации клиентов не существует. Однако есть несколько отдельных этапов, которые почти всегда включаются в процесс.
Для начала, для сегментации клиентов необходимо знать своих клиентов. Если вы действительно хотите познакомиться со своими клиентами на поведенческом и психографическом уровне, вам может потребоваться проведение опросов.
Когда у вас есть доступ к данным, все, что вам нужно сделать, это искать шаблоны в вашей клиентской базе. Например, вы можете увидеть, что большинство клиентов попадут в одну из двух широких категорий. Это зависит от вас, чтобы посмотреть на данные и увидеть, какие широкие сегменты вы можете определить, но есть инструменты, которые могут помочь с этим.
Заключение
Берегите себя, совершенствуйтесь и обязательно подпишитесь на канал!