Найти тему

Об ароматах, эффекте Пруста, французском печенье и самом длинном в мире романе

Оглавление

Окружающий нас мир наполнен ароматами. Они создают этот мир, окутывая невидимым шлейфом всё вокруг. Именно обоняние руководит нами в сфере бессознательного.

Обонятельный импульс достигает мозга быстрее, чем болевой.

В мозге отделы, обеспечивающие восприятие запахов, тесно связаны с зонами, ответственными за возникновение эмоций, поэтому ароматы обладают способностью вызывать эмоции, не всегда подвластные нашему пониманию.

Образно говоря, ароматы – это врата души, которые не поддаются нашему логическому контролю. Ароматы способны сводить с ума, дарить надежду, поднимать настроение, перемещать в пространстве и во времени... Они способны добавить энергии и помочь выстоять.

А ещё ароматы обладают удивительным свойством воскрешать воспоминания. Они являются "якорями", пробуждающими память, причём не логическую, а эмоциональную.

Например, аромат ёлки и мандаринов почти у всех ассоциируется с Новым годом и подарками, а запах тушёнки связан с походами и вкусной едой у костра...

О человеке, который вдруг отчетливо и ярко вспомнил какой-нибудь эпизод из своего прошлого, французы говорят:

Он съел мадленку Пруста.
Печенье мадлен.
Печенье мадлен.

"Petites madeleines" (маленькие мадленки) - классическое французское бисквитное печенье в форме морской ракушки. Испечь его совсем несложно, в конце статьи есть рецепт.

Марсель Пруст в поисках утраченного времени

Французский писатель Марсель Пруст, основоположник психологического романа и литературы потока сознания, был воплощением давно ушедшей эпохи. Он был гением, и жил так, словно всегда знал об этом.

Его книга "В поисках утраченного времени" - не просто книга. Это поразительное отражение той эпохи - времени гигантского культурного, социального и политического перелома, от "прекрасной эпохи" конца века к эпохе империализма с его войнами и революциями. Эта быстрая смена эпох привела к причудливому сосуществованию старого и нового, давно укоренившегося, привычного - и самого современного, кажущегося порой диким и опасным.

Герои Пруста то нанимают фиакр, то садятся в такси; то зажигают по вечерам свечи, то включают электричество; они носят цилиндры и кепки, фраки и спортивные куртки. "В поисках утраченного времени" - это 3200+ страниц потока сознания и более 2000 персонажей, и это не только люди, но и вещи, вкусы, ароматы...

И это самый длинный в мире роман (1 267 069 слов, более 9,6 млн знаков). Точнее, это цикл из семи романов, объединённых общим названием "В поисках утраченного времени".

Про мадленки. Пруст не просто их обессмертил. Благодаря ему печенье из обычного десерта превратилось в литературную метафору: выражение "мадленка Пруста"  во французском языке означает предмет, вкус или аромат, вызывающий наплыв воспоминаний.

Марсель Пруст (1871 - 1922). Фото: Hulton Archive / Getty Images.
Марсель Пруст (1871 - 1922). Фото: Hulton Archive / Getty Images.

Пруста очень интересовал феномен ускользающего времени - "утраченного", вернуть которое невозможно. Он считал, что воскресить былые чувства и ощущения можно лишь при помощи творчества, а триггером для таких внезапных творческих озарений могут быть самые незначительные на первый взгляд вещи.

В первой главе романа герой пьёт липовый чай с печеньем мадлен, которым его угощает мать. И с ним начинает происходит нечто удивительное: аромат и вкус печенья воскресил воспоминания о летних каникулах в Комбре, где героя угощала мадленками его тётя:

...в то же мгновенье старый серый дом фасадом на улицу, куда выходили окна тётиной комнаты, пристроился, как декорация, к флигельку окнами в сад, выстроенному за домом для моих родителей (только этот обломок старины и жил до сих пор в моей памяти). А стоило появиться дому – и я уже видел городок, каким он был утром, днём, вечером, в любую погоду, площадь, куда меня водили перед завтраком, улицы, по которым я ходил, далёкие прогулки в ясную погоду.

Герой понимает, что между внезапно нахлынувшими чувствами и ароматом печенья существует какая-то связь, но связь эта совсем не гастрономическая: "она была бесконечно выше этого удовольствия, она была иного происхождения". Что источник этих внезапных чувств находится не в мадленке, а нём самом: десерт только пробудил их.

Стимулы, рефлексы, якоря...

В НЛП это называется "якорь", а вообще-то это просто условный рефлекс, это установленная осознанно или неосознанно очень прочная условно-рефлекторная связь. Это любой стимул, связанный с определённой реакцией.

Помните собаку Павлова: звенит звонок => течёт слюна… Связь стимула (триггера) и состояния.

Стимул может быть любым, но именно запах, в отличие от стимулов зрительных или тактильных, особенно сильно воздействует на нашу эмоциональную память - это результат близости обонятельных рецепторов и гиппокампа, контролирующего память и эмоции.

Якорь получается, когда на пике состояния происходит какое-то событие. Мозг связывает событие и состояние – и получается якорь.

Якоря хороши для того, чтобы запускать нужное состояние в нужный момент буквально по щелчку пальцев: щёлк – и человек спокоен, или наоборот, бодр и активен. Простой и быстрый способ добавить в нужную ситуацию нужное состояние или ресурс: радость, удовольствие, уверенность в себе.

Да вы и сами наверняка не раз испытывали нечто подобное. Вкус сока, который вы любили в детстве, запах маминых духов, на секунду возникший вдруг в метро, песня, которую вы пели с кем-то - всё это способно не просто вызывать воспоминания, но - и это главное! - и изменить внутреннее состояние, настроение.

-3

М.Пруста очень любил Святослав Рихтер:

-Вы, конечно, читали всего Пруста? - обратился ко мне Святослав Теофилович.
-Ничего подобного, я читала совсем не так много.
-Но почему же? Это же потрясающий писатель. Может быть, лучший в нашем веке, или один из лучших!
-Потому что, чтобы его читать, нужно по крайней мере, заболеть или каким-то другим образом получить массу времени.
-А вы читайте медленно, целый год...
В.Чемберджи. В путешествии со Святославом Рихтером

Да, читать его трудно. Такой роман легче написать, чем прочитать.

Когда мне нужно было читать Пруста в университете (по первому образованию я филолог), несколько раз начинала и бросала: никак не шло чтение... Но начав чтение в очередной раз, в какой-то момент уже не могла оторваться...

Мы привыкли к стремительному сюжету, смене событий, нам нужны интриги, постоянное напряжение - чтобы не заскучать, чтобы было интересно. Вот уж чего нет в романе Пруста - так это стремительного сюжета и смены событий. Человеку, который берёт в руки книгу с целью развеять скуку, он точно не подойдет. Пруста надо открывать для себя неспешным, медленным чтением.

Понять его не всегда легко. А порой и невозможно. Его проза, хотя и обращена к общечеловеческим мыслям и чувствам, запросто может оставить ощущение, что написана инопланетянином.

И всё-таки это потрясающий роман.

Его герой готовится уйти в мир иной и вспоминает свою жизнь. Он очень болен, но рядом нет никого из близких ему людей. Он тоскует о том, чего не успел совершить в своей жизни и сожалеет о тех возможностях, которыми так и не сумел воспользоваться.

Меня, помнится, изумила, и даже и рассмешила одна его формулировка: "Человек приходит в этот мир для исполнения своего главного предназначения: быть элегантным".

Эта главная для автора ценность пронизывает насквозь всю книгу. Некоторые критики утверждают, что мысль об элегантности как главной ценности бытия принадлежит Прусту-персонажу, а не Прусту-писателю. Но нет, она принадлежит именно автору - об этом свидетельствует каждая деталь, каждый фрагмент текста! И это, конечно, немного смешно. Такой огромный эпос - и такой небольшой выхлоп! Но так бывает - и в жизни, и в литературе, а в декадентской литературе - тем более.

Книга всё равно великолепна и в своём роде исключительна.

В "Обретённом времени" Марсель Пруст высказал интересную мысль, суть которой в том, что читатель всегда читает прежде всего о себе, видит в книге себя, читает самого себя. Книга - не более чем "оптический прибор", вручённый писателем читателю. И этот оптический прибор позволяет ему увидеть в себе самом то, что без этой книги он не смог бы увидеть.

Роман Пруста, сложный для восприятия человеку вечно спешащему, с быстрой сменой задач и рассеянным вниманием. Для человека вдумчивого и неспешного он может стать этим самым "оптическим прибором"...

Польский след в истории знаменитого французского печенья

Мадленки появились во Франции, это классика французской кухни. Но появились они при дворе бывшего польского короля Станислава Лещинского.

Портрет Станислава Лещинского, 1727-1728. Версальский дворец, Париж.
Портрет Станислава Лещинского, 1727-1728. Версальский дворец, Париж.

На польский трон Лещинский взошел благодаря поддержке шведского короля Карла XII: он вынудил польского короля Августа II отречься от престола в пользу Лещинского. После поражения Карла XII под Полтавой в 1709, при поддержке русских войск, Август II вернул себе корону, а Лещинский был вынужден эмигрировать во Францию. Там он прожил ещё полвека и смог выдать свою дочь Марию за французского короля Людовика XV.

В 1755 для своего августейшего зятя он устроил бал. И всё шло прекрасно, но случилась беда: захворал повар, и гости рисковали остаться без десерта. Что было делать?

Лещинского выручила его служанка, француженка по имени Мадлен Полмье. Она знала рецепт печенья, которое пекла её бабушка, и тут же быстро сама его приготовила. Печенье так понравилось королю и его супруге, что было названо именем девушки, а его рецепт был передан кондитерам Версаля.

Из королевской кухни печенье мадлен вскоре перекочевало в парижские кофейни и однажды оказалось на страницах романа Марселя Пруста.

Рецепт печенья

-5

Рецептов печенья мадлен - великое множество, один есть в Кулинарном словаре Александра Дюма. Именно Дюма рассказал, что своим появлением печенье обязано приезду во Францию польского короля Станислава Лещинского. Во времена Дюма печенье уже славилось на всю Францию.

Для приготовления печенья вам потребуется:

  • 100 г муки,
  • 100 г сахара (лучше сахарной пудры),
  • цедра половины лимона,
  • два яйца,
  • кусочек сливочного масла 50 - 70 г (предварительно растопить),
  • пакетик разрыхлителя.

Способ приготовления

Взбейте яйца с сахаром, добавьте муку и смешайте при помощи миксера. Затем добавьте масло, натёртую лимонную цедру и порошок-разрыхлитель и снова перемешайте.

Ёмкость с тестом прикройте плёнкой и поставьте в холодильник на два-три часа: от этого печенье будет более воздушным.

Разложите тесто по смазанным маслом формочкам. Изначально мадленки выпекались в настоящих ракушках, но позже были изготовлены специальные формы для выпечки. Они могут быть такие:

-6

Или такие:

-7

Впрочем, формочки могут быть любой формы, не обязательно в виде ракушек. Заполняйте их лишь наполовину и отправляйте в духовку, разогретую до 220 градусов, на 7 - 10 минут.

Очень важно не передержать это печенье в духовке: внутри оно должно оставаться немного влажным.

Готовое печенье охладите и посыпьте сахарной пудрой.

_________________________________

Спасибо, что дочитали статью! Подписывайтесь, если вам интересно.

Навигация по каналу:

Все публикации канала "Возраст счастью не помеха" по рубрикам

О моих книгах: