Найти тему

Оскар за лучший иностранный фильм. «Сядь за руль моей машины».

В обзоре упоминается кино Рюсукэ Хамагути «Сядь за руль моей машины» и книга Харуки Мураками «Женщины без мужчин»

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Трехчасовая японская драма с упоминанием пьесы «Дядя Ваня»? Поставлена по рассказам Харуки Мураками из сборника «Женщины без мужчин»? Дайте две!

У меня получилось разностороннее погружение в произведение, т.к. сразу после фильма я прочитала рассказы Мураками. Обычно я не сравниваю книгу и кино, но тут скорее присоединюсь к лагерю «кино гораздо лучше». Чуть ниже объясню, почему.

«Женщины без мужчин» состоит из пяти текстов, рассказывающих о чувствах и жизни мужчин, потерявших или расставшихся со своими женщинами. От них отличается рассказ «Влюбленный Замза», размещенный в прологе книги. В нем единственном есть намек на обретение женщины, а не ее потерю. Да и то несколько извращенный.

Коротко о книге я бы могла сказать так: нытье мужчин и попытка возвести их страдания в формат глубоких переживаний. «Книга обиженных мужчин», так было бы правильно назвать это произведение. Тем более удивительно, что фильм получился совсем другой.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В центре сюжета «Сядь за руль моей машины» — история режиссера Юсукэ, который ставит пьесу «Дядя Ваня». Это произведение для него связано с умершей два года назад женой. Юсукэ не может сам водить машину, поэтому организаторы предоставляют ему водителя — девушку Мисаки. Их общение заставляет их по-новому взглянуть на прошлое.

«Сядь за руль моей машины» выбирает из каждого рассказа одну мысль и превращает ее в одну цельную историю. При этом образы женщин, довольно поверхностные в книге, в кино становятся сложными и многосоставными.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Фильм при своем неспешном повествовании слой за слоем раскрывает характер главной героини и ее образа в голове мужа. Даже после ее смерти она открывается заново в воспоминаниях любивших ее мужчин, показывает всю сложность человеческий отношений и принятия своего партнера.

В кино фокус тоже смещается с мужчин на чувства и эмоции, которые возникают в паре в процессе общения. Любимое японское «инь и ян» тут находит олицетворение: в положительном образе жены есть темные черты характера, а в отрицательном образе матери — лучик любви и света.

Отдельно раскрывается процесс создания режиссерского произведения. Пьеса «Дядя Ваня» дублирует жизнь главного героя и становится чуть ли не смыслом его жизни. В фильме отлично показано, как одно произведение может помочь заглянуть внутрь себя. Благодаря фильму, опять же, понимаешь, что все непонятные для зрителей режиссерские решения очень субъективны и важны в первую очередь для самого постановщика. Умение донести свои мысли и ощущение через другие образы — настоящий талант.

После этого кино я начинала понимать придирку к другим фильмам «слишком много внимания уделено визуальной составляющей». Да, «Сядь за руль моей машины» красиво снят, но на это обращаешь внимание в последнюю очередь. На первый план выходит взгляд, прикосновение, поворот головы, и только потом мысль о том, как же это хорошо снято.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В заключение скажу, что все призы и номинации за лучший адаптированный сценарий тут полностью оправданы — по крайней мере у Рюсукэ Хамагути точно есть талант к превращению поверхностной сексистской книжки в хорошее многогранное кино.