Найти в Дзене
Новый учитель

Мечты о моде, курсы сомелье и поиск себя: учительница ИЗО в сельской школе о своем опыте.

Оглавление

Наташа Меликаева, учительница ИЗО в школе поселка Ближне-Песочное, о том как попала в программу «Учитель для России» и почему это стало самым ярким приключением.

«Я представляю себя в старости бабушкой из итальянской семьи. Мои 500 внуков приезжают на мою виллу на побережье, мы собираемся за большим столом. Двухлетнее приключение в программе «Учитель для России» — это та история, которую я буду рассказывать своим внукам как про самый яркий опыт в моей жизни.

Я рисую с детьми уже много лет, но учительницей в школе работаю только второй год благодаря «Учителю для России». Я считаю, что мой путь в программу — это какое-то волшебство. Вообще я с детства рисовала и ходила в художественную школу. Деятельность моих родителей тоже связана с дизайном. С 14 лет я мечтала стать дизайнером одежды, но на последнем курсе узнала, как мода влияет на экологию. Я хотела бросить университет, потому что я очень впечатлительная, и не хотела иметь отношение к чему-то, что разрушает наш мир. Но я все же получила образование.

Правда, после этого сразу встал вопрос, чем же мне заниматься, если это мне не подходит? Два года я жила в свободном плавании: путешествовала, посещала разные курсы от керамики до португальского языка. Я искала себя.

Много занималась благотворительностью: была в поисковых отрядах с «Лизой Алерт», сотрудничала с «Ночлежкой». У нас в семье даже была шутка, что я готова работать только там, где мне не платят.

Эти поиски привели меня на курсы сомелье. Я люблю узнавать о разных странах через гастрономию, поэтому решила, что мне это подходит. Удивительно, но и на курсы я попала по счастливой случайности. Они была предназначены для профессионалов, записываться туда нужно было чуть ли не за год. Но я позвонила и сказала, что буду очень расстроена, если они меня не возьмут. Они обещали подумать. После этого я уехала в Италию на неделю, была там без связи, а когда вернулась, то обнаружила, что мне много раз писали и приглашали на курсы, для меня нашлось место.

Два месяца я училась каждый день. Я рассказывала коллегам, что ищу себя и мечтаю уехать в маленькое село, завести козу и тусоваться там с детьми. Я люблю детей. В нашем доме в деревне, куда мы с родителями ездили каждое лето, всегда было много детей, в основном цыганских. Они приходили к нам, потому что им больше особо некуда было ходить. Папа брал их с собой на рыбалку, я рисовала с ними, а они учили нас цыганским танцам. Мне очень нравилось, что они открыты всему новому, как они видят мир. Я просто приносила им необычные материалы для рисования, когда не хватало кисточек, и они так удивлялись, как будто я открывала им новую вселенную: «Ого, рисовать можно не только кисточками!»

В очередной раз, когда я рассказывала на курсах про мое желание работать с детьми, мой друг Родион поделился историей про свою одногруппницу с философского факультета МГУ, которая уехала работать учительницей литературы в Воронежскую область. Так я узнала о программе «Учитель для России».

Я сразу же сказала семье, что уезжаю работать в село и собираю чемоданы, хотя еще не знала наверняка, пройду ли я все этапы отбора. Я всегда рассказываю всем о своих намерениях, чтобы уже не было пути назад, чтобы я не передумала и не смогла отказаться.

-2

Так я оказалась в селе Ближне-Песочное Нижегородской области. Это чудесная школа, у меня хорошая администрация, отзывчивые коллеги. Здесь каждый ребенок знает каждого ученика школы и учителя, это создает ощущение сообщества. Дети — это просто восторг!

Детство этих детей очень отличается от моего детства. У меня была няня, лучшая школа Москвы, я посещала кучу кружков, ходила в экспедиции. У меня было море возможностей. У них совсем другой опыт. Они следят за пятью младшими братьями и сестрами, вынуждены с детства делать много работы по хозяйству. Пятилетний мальчик из деревни, который ходил ко мне рисовать, однажды сказал, что ему нужно домой, помочь маме, наколоть дрова, а потом он вернется рисовать. Меня это очень поразило.

Как они справляются с этой жизнью? Как они умеют оставаться жизнерадостными и открытыми? Как научиться у них этому оптимизму?

Я в том числе поэтому и люблю работать с детьми. Они как будто умеют чувствовать себя счастливыми в любых условиях. Многие испытывают какое-то чувство жалости к детям из такого социального контекста. Но это не должно быть так. Этих детей не нужно спасать. С ними просто нужно быть рядом.

Я уже многое сделала в своей школе. Конечно, при поддержке Саши, моего куратора. Не всегда бывает легко, и силы часто покидают, но Саша всегда на моей стороне и постоянно напоминает мне о том, зачем я здесь.

В первый год мы сделали с детьми ремонт в рекреации школы. Раскрасили стену, сделали диванчики из паллетов и очень гордимся этой работой. Я познакомила своих детей с проектом «Каскад» и с местным проектом «Арт-Овраг». Из «Арт-Оврага» к нам приезжал фотограф Гоша Бергал, учил моих детей искусству пленочной фотографии: в раздевалке спортзала мы на время оборудовали целую лабораторию, где проявляли пленку.

Через «Арт-Овраг» мы познакомились с местным швейным предприятием «Цех» и сразу же подружились. Они пригласили детей на экскурсию на производство и позвали проходить стажировку летом. «Цех» шьет мерч для разных брендов, в том числе для «Арт-Оврага». Осенью они подарили нам 10 шопперов, чтобы дети их разрисовали. Тогда моя ученица Ксюша предложила не просто расписать шопперы, но и продать их кому-то, чтобы заработать деньги на новогодние подарки родителям. Я поддержала эту идею, и все получилось более чем успешно.

-4

Когда мы рефлексировали с детьми, то многие говорили, что они даже не знали, какие бывают интересные профессии. Моя ученица Настя сказала: «Раньше я мечтала быть учительницей начальных классов, а после этого опыта я что-то уже и не знаю». И это не про разочарование, а про то, что теперь у нее появился выбор. Представляю, что с ними будет, когда они познакомятся с журналистикой, экономикой, медициной.

Сейчас мы хотим выпустить шопперы, наклейки и значки, чтобы продать их через planeta.ru, на полученные деньги съездить в Москву, посетить Третьяковку и несколько музеев.

У нас еще много планов. Мы ходим переделать нашу раздевалку и принять участие в проекте «В(Месте)». Это проект выпускницы программы «Учитель для России» по преобразованию школьных пространств. Также скоро стартует мой курс по истории искусств в местном музее — надеюсь, из этого тоже получится какая-нибудь интересная история.

Когда меня спрашивают, откуда я беру силы все это делать, то мой самый главный ответ — это дети. Я люблю вести уроки, стараюсь делать их интересными. Например, недавно мы изучали биографию Гауди через футбольные клубы Барселоны. Но вести кружки и внеурочные занятия — это совсем другое. Я даже прихожу заниматься с детьми в свой методический день, хотя для меня это дополнительная нагрузка. Уроки — это бегать по кабинетам с кучей материалов в руках, писать отчеты и включать проектор, который иногда отказывается слушаться. На внеурочных занятиях мы много общаемся, пока занимаемся. Все самые интересные проекты всегда рождаются именно там.

Моя личная гордость — это история мальчика Кости из 5-ого класса. У него типичный образ хулигана и двоечника. Он активный, увлекается спортом, а на уроках ИЗО нужно много концентрации и усидчивости. Я даже не думала, что он сможет заинтересоваться рисованием и будет вовлеченным на моих уроках. Но его работы просто потрясающие. Мы отправляли их на выставки много раз, и мои коллеги даже поверить не могли, что это рисовал Костя. Сейчас другие учителя начали видеть в нем талантливого мальчика, а не просто хулигана. Они вдруг поверили в него так же, как в него поверила я. Начали активно стараться, чтобы у Кости получалось и на уроках по другим предметам тоже. И это сработало.

Многое получается, если верить. Верить в себя и в детей. Верить, что и другие взрослые тоже хотят помочь детям, просто иногда они не знают, как.

Я подарила Косте историю его успеха. Я знаю, что я уеду отсюда, когда закончится этот учебный год. И у меня осталось не так много времени. Но я сделаю все, что в моих силах, чтобы подарить такую историю каждому ребенку.»

Принять участие в программе и стать учителем.

#история #историяизжизни #интервью #школа #обучение #дети