Для большинство людей в нашей стране #ЕГЭ превратилось в страшилку-пугалку, которая начинается словами: "Вот это что, вот настанет ЕГЭ, тогда попляшешь", или "Бедные дети, вот мы, в наше время, как хорошо сдавали, а вот у них ЕГЭ...." Такие фразы всегда сопровождаются уже ставшими почти фольклорными историями про одного очень-очень-очень способного ребенка, который учил да не сдал и пошел ветром гонимый и солнцем палимый во взрослую жизнь без аттестата о среднем #образовании. И виновато, конечно, ЕГЭ.
Давайте поразмышляем так ли страшно ЕГЭ, "как его малюют" .
Во-первых, если ребенок ходил в школу 11 лет, то логично каким-либо способом проверить, а что же он все-таки знает. Согласитесь, что для получения аттестата все всегда сдавали #экзамены. Верно?
Во-вторых, вспоминайте "доегэшное" поколение:
- вы знали направления, по которым будут темы сочинения ?
- у вас был (пусть даже примерный и местами несовпадающий) банк #заданий для экзамена?
- у вас была возможность отрабатывать по учебным пособиям, вебинарам (есть даже бесплатные!!!) задания для подготовки к экзаменам?
НЕТ!!! Мы приходили на экзамен в гораздо более психологически трудном положении, чем современные ученики, так как ситуация неопределенности (а какая формулировка темы?, а упор на какие задания?) был выше.
Товарищи! Один экзамен!!!! Не два ( и в школе, и в вузе), а один! И это очень важно.
А теперь переходим, почему ЕГЭ - это страшилка:
1. Использование информации сарафанного радио, вместо внимательно чтения информации на официальных сайтах.
Для того, чтобы НЕ сдать ЕГЭ - нужно постараться. Баллы для получения аттестата достаточно низкие. Любой человек ( с классическим советским образованием в возрасте от 40 лет) выполнит задания по русскому языку и математике на баллы, которых достаточно для получения аттестата. Внимательно читаем: ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АТТЕСТАТА. Т.е. закончить школу, т.е. получить аттестат.
2. Глобально смешиваются понятия: баллы для получения аттестата и баллы для поступления в вуз.
В каждом вузе установлен порог баллов для подачи документов абитуриентов. Например, (это пример, который может не совпадать с реальными баллами текущего ЕГЭ): 27 баллов по русскому языку - это достаточно, чтобы получить аттестат, а 40 баллов - это порог, с которого вузы принимают документы.
Т.е. чтобы учиться в вузе даже на коммерции придется приложить усилия и набрать порог баллов. Баллы публикуются на сайтах вузов в разделах информация для абитуриентов.
3. Волнения и трудности одиннадцатиклассников начинаются с попытки попасть на бюджет в вуз. Вот бюджетное место "светит" только за очень приличные баллы, а если вуз престижный, то за 100 баллов.
Следовательно, ЕГЭ как экзамен за курс школы - это вполне нормально, ЕГЭ как экзамен для поступления в вузе - это уже "напряг", "нервяк" и "деппресняк".
Вторая часть страшилки- егэшки связана с человеком, транслирующим ужасный ужас детям. Это про Вас, наши дорогие и горячо любимые, учителя.
Оказалось, что "#школа памяти" для ЕГЭ неэффективна. Нужны методы обработки информации, понимания задания. Поверьте, ЕГЭ только зубрежкой не возьмешь, столько не заучишь. Есть замечательные учителя, которые перестроились, адаптировали процесс обучения под новые реалии и дети в 10-11 классе целенаправленно готовятся к экзаменам на уроке и во время урока. Но большинство использует старые схемы: запугать-надавить-обвинить. Кто из современных детей стал больше учить после двойки? Никто. Кто может хорошо сдать, если каждый слышит: "Ты не учишь - ты не сдашь?" Никто.
Третья часть страшилки- егэшки - родители. Не привыкли наши российские родители культурно и психологически экологично выражать свое беспокойство за ребенка. Читаем повтор: Кто может хорошо сдать, если каждый слышит: "Ты не учишь - ты не сдашь?" Никто.
ВЫВОД: Товарищи взрослые, не пугайте, а помогите: научите учить и запоминать, распределять время и отдыхать. Не можете научить - сдувайте пылинки, кормите и переживайте в уголочке, уповая на авось. А страшилки- егэшки не пускайте к вашим детям!!!