Все мы помним, что в конце XVI в. женщин, детей и некоторых волшебных существ в английском театре играли мальчики.
Но откуда их брали, этих мальчиков?
Иногда сама труппа обучала нескольких мальчиков-подмастерьев, которые жили, как тогда и полагалось, у своих мастеров, выполняя мелкие поручения и перенимая опыт. Они начинали с крошечных ролей пажей и каких-нибудь бессловесных духов вроде Гречишного Зернышка в «Сне в летнюю ночь» и постепенно переходили к более сложным задачам.
Очень часто первой крупной ролью подмастерья на сцене была возлюбленная или супруга мастера. Есть мнение, что в «Двенадцатой ночи» Шекспира Орсино и Виолу играли учитель и ученик.
Но существовали и отдельные детские труппы, маленькие артисты которых могли позже пополнять труппы взрослые. Разумеется, играли в них тоже только мальчики. Такие артисты жили, как сейчас это назвали бы, в интернатах и обучались централизованно.
По тому же принципу формировались и детские хоровые капеллы, участники которых временами давали спектакли, в том числе и при дворе. Таким образом, граница между детскими театральными труппами и хоровыми объединениями была размыта. И то, и другое было очень популярно. Взрослые актерские труппы даже порой недолюбливали детские – настолько сильными конкурентами они им представлялись. Шекспир подтрунивает над такой труппой в «Гамлете» устами Розенкранца:
...выводок детей, маленьких соколят, которые кричат громче, чем требуется, за что им и хлопают прежестоко; сейчас они в моде и так честят простой театр - как они его зовут, - что многие шпагоносцы побаиваются гусиных перьев и едва осмеливаются ходить туда.
(Пер. М.Лозинского)
Между прочим, труппа Бёрбеджа, в которой служил Шекспир, исполняла «Сон в летнюю ночь», объединившись как раз с таким детским коллективом. Некоторые шекспироведы считают, что всех эльфов, включая Оберона и Титанию, играли мальчики.
Но мы отвлеклись. Как же пополнялись капеллы мальчиков и детские труппы?
А насильственно. Не всегда, конечно, но... существовало недвусмысленное королевское распоряжение забирать в этих целях способных детей у горожан. Этакое шоу "Алло, мы ищем таланты", только в суровых нравах XVI века.
Это породило громкое судебное дело «О забирании сыновей джентльменов в актеры».
Дворянин по имени Генри Клифтон подал в суд на театр «Блэкфрайерс» за незаконное удержание мальчиков. По его словам, руководство театра в лице наставника детской труппы Генри Эванса поощряло похищение детей ремесленников и, что уж совсем ни в какие ворота не шло, его собственного сына. Согласно жалобе, тринадцатилетний Томас направился утром в грамматическую школу, но до неё не дошёл, так как «его схватил Джеймз Робинсон и утащил в «Блекфрайерс», чтобы сделать из него актера». Злодейство, поистине достойное телепередачи «Криминальная Англия», ежели бы в том веке существовало телевидение!
Неизвестно, чем больше был возмущен Генри Клифтон, – самим фактом похищения или его целью. Обнаружив сына в столь непотребном месте, как театр, он стал грозить наставникам детской труппы судебным разбирательством. Те в ответ опрометчиво заявили, что у них есть на это королевское разрешение, и наплевать, мол, что юный Томас – дворянский отпрыск. Далее, по словам разгневанного отца, началось уже полное безобразие: его сына грозились выпороть прямо в присутствии отца и при нём же заставляли учить роль наизусть. «Страшные нравы творятся в этих ваших театрах» – упирал истец.
Мы так и не знаем, насколько правдив был Генри Клифтон в деталях, но история, безусловно, вышла скользкая и крайне неприятная. К счастью, Томаса в итоге удалось вернуть домой. А спустя год чрезвычайный суд, так называемая Звёздная палата, вынес Эвансу... порицание. Причём именно и конкретно за «привлечение дворянских детей против их воли и использование в качестве актеров».
Что касается похищенных детей ремесленников и других горожан незнатного происхождения – вернули ли их домой, история умалчивает.
© Ольга Гурфова
Источник: А.Аникст. «Театр эпохи Шекспира».
--
Другие мои статьи о зажигательном английском театре XVI-XVII вв.
--
<<Следующий пост | Предыдущий пост>>
Удобный путеводитель по моим постам - здесь .
Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!
Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))