Найти тему
Манжета театроведа

Киднэппинг по-староанглийски, или Все во имя искусства!

Все мы помним, что в конце XVI в. женщин, детей и некоторых волшебных существ в английском театре играли мальчики.

Но откуда их брали, этих мальчиков?

Современная труппа мальчиков играет пьесу Джона Лили "Матушка Бомби"
Современная труппа мальчиков играет пьесу Джона Лили "Матушка Бомби"

Иногда сама труппа обучала нескольких мальчиков-подмастерьев, которые жили, как тогда и полагалось, у своих мастеров, выполняя мелкие поручения и перенимая опыт. Они начинали с крошечных ролей пажей и каких-нибудь бессловесных духов вроде Гречишного Зернышка в «Сне в летнюю ночь» и постепенно переходили к более сложным задачам.

Фрагмент гравюры XIX в., изображающей выступление театральной труппы к. XVI в.
Фрагмент гравюры XIX в., изображающей выступление театральной труппы к. XVI в.

Очень часто первой крупной ролью подмастерья на сцене была возлюбленная или супруга мастера. Есть мнение, что в «Двенадцатой ночи» Шекспира Орсино и Виолу играли учитель и ученик.

Источник: https://putri2wotan.files.wordpress.com/2016/04/dtwelfth-6110.jpg
Источник: https://putri2wotan.files.wordpress.com/2016/04/dtwelfth-6110.jpg

Но существовали и отдельные детские труппы, маленькие артисты которых могли позже пополнять труппы взрослые. Разумеется, играли в них тоже только мальчики. Такие артисты жили, как сейчас это назвали бы, в интернатах и обучались централизованно.

-4

По тому же принципу формировались и детские хоровые капеллы, участники которых временами давали спектакли, в том числе и при дворе. Таким образом, граница между детскими театральными труппами и хоровыми объединениями была размыта. И то, и другое было очень популярно. Взрослые актерские труппы даже порой недолюбливали детские – настолько сильными конкурентами они им представлялись. Шекспир подтрунивает над такой труппой в «Гамлете» устами Розенкранца:

...выводок детей, маленьких соколят, которые кричат громче, чем требуется, за что им и хлопают прежестоко; сейчас они в моде и так честят простой театр - как они его зовут, - что многие шпагоносцы побаиваются гусиных перьев и едва осмеливаются ходить туда.
(Пер. М.Лозинского)

Между прочим, труппа Бёрбеджа, в которой служил Шекспир, исполняла «Сон в летнюю ночь», объединившись как раз с таким детским коллективом. Некоторые шекспироведы считают, что всех эльфов, включая Оберона и Титанию, играли мальчики.

Фото John Haynes. Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова. Источник: https://www.timeout.ru/msk/artwork/320907
Фото John Haynes. Предоставлено МТФ им. А.П. Чехова. Источник: https://www.timeout.ru/msk/artwork/320907

Но мы отвлеклись. Как же пополнялись капеллы мальчиков и детские труппы?

А насильственно. Не всегда, конечно, но... существовало недвусмысленное королевское распоряжение забирать в этих целях способных детей у горожан. Этакое шоу "Алло, мы ищем таланты", только в суровых нравах XVI века.

Это породило громкое судебное дело «О забирании сыновей джентльменов в актеры».

Ф.Мерилл. Илюстрация к роману М.Твена "Принц и нищий". Источник: https://commons.wikimedia.org/
Ф.Мерилл. Илюстрация к роману М.Твена "Принц и нищий". Источник: https://commons.wikimedia.org/

Дворянин по имени Генри Клифтон подал в суд на театр «Блэкфрайерс» за незаконное удержание мальчиков. По его словам, руководство театра в лице наставника детской труппы Генри Эванса поощряло похищение детей ремесленников и, что уж совсем ни в какие ворота не шло, его собственного сына. Согласно жалобе, тринадцатилетний Томас направился утром в грамматическую школу, но до неё не дошёл, так как «его схватил Джеймз Робинсон и утащил в «Блекфрайерс», чтобы сделать из него актера». Злодейство, поистине достойное телепередачи «Криминальная Англия», ежели бы в том веке существовало телевидение!

Неизвестно, чем больше был возмущен Генри Клифтон, – самим фактом похищения или его целью. Обнаружив сына в столь непотребном месте, как театр, он стал грозить наставникам детской труппы судебным разбирательством. Те в ответ опрометчиво заявили, что у них есть на это королевское разрешение, и наплевать, мол, что юный Томас – дворянский отпрыск. Далее, по словам разгневанного отца, началось уже полное безобразие: его сына грозились выпороть прямо в присутствии отца и при нём же заставляли учить роль наизусть. «Страшные нравы творятся в этих ваших театрах» – упирал истец.

Источник: https://mumblewords.net/2020/12/26/the-young-shakespeare-2-shakespeares-first-poems/
Источник: https://mumblewords.net/2020/12/26/the-young-shakespeare-2-shakespeares-first-poems/

Мы так и не знаем, насколько правдив был Генри Клифтон в деталях, но история, безусловно, вышла скользкая и крайне неприятная. К счастью, Томаса в итоге удалось вернуть домой. А спустя год чрезвычайный суд, так называемая Звёздная палата, вынес Эвансу... порицание. Причём именно и конкретно за «привлечение дворянских детей против их воли и использование в качестве актеров».

Что касается похищенных детей ремесленников и других горожан незнатного происхождения – вернули ли их домой, история умалчивает.

© Ольга Гурфова
Источник: А.Аникст. «Театр эпохи Шекспира».

--

Другие мои статьи о зажигательном английском театре XVI-XVII вв.

--

<<Следующий пост | Предыдущий пост>>

Удобный путеводитель по моим постам - здесь .

Подписывайтесь на мой канал здесь или в телеграме и получайте больше историй о театре и кино!

Ну и как же без бан-политики: вся информация о ней – вот тут))