14 апреля – День ПВО! Поздравляю с наступающим праздником!
Вся информация и фото подобраны на просторах интернета в открытой печати.
С 2015 года войска противовоздушной обороны официально именуются войсками противовоздушной и противоракетной обороны (войска ПВО-ПРО), представляя собой отдельный род войск в составе Воздушно-космических сил Российской Федерации. Памятный День войск противовоздушной обороны был установлен на основании указа президента России от 31 мая 2006 года. Согласно опубликованному указу, праздничная дата выпадает на каждое второе воскресенье апреля. В Советском Союзе праздник с 1980 года также отмечался каждое второе воскресенье апреля, но ранее его дата была фиксированной – 11 апреля.
Статья написана три года назад. Но история не знает сослагательного наклонения. Просто вспомним этапы большого пути, всё что было славного и не очень в этой тяжелой работе – наше НЕБО защищать.
Появление войск ПВО в России
Первые части противовоздушной обороны появились в нашей стране в годы Первой мировой войны, которая во многом изменила армию и флот воющих государств. Развитие и широкое применение в боевых действиях авиации потребовало адекватного ответа со стороны всех сторон конфликта. В России датой образования ПВО считается 8 декабря (25 ноября по старому стилю) 1914 года, именно в этот день была образована система воздушной обороны Петрограда.
При этом работы по созданию средств борьбы с воздушными целями начались в Российской империи еще до войны. К примеру, еще с 1910 года в стране работали над созданием ракетного оружия, которое планировалось использовать против воздушных объектов. Такой проект предлагал, в частности, военный инженер Н. В. Герасимов. Уже тогда он понимал, что попадание ракеты прямо в самолет – это труднодостижимая задача. Именно поэтому инженер предлагал поражать не саму воздушную цель, а пространство, в котором она находится. Сам подход и понимание проблемы доказывают, что Герасимов мыслил в верном направлении.
Лучшими зенитными средствами Первой мировой войны в Русской Императорской армии были 76,2-мм пушка образца 1900 года и орудие аналогичного калибра системы Шнайдера (образца 1909 года). Часто для решения задач противовоздушной обороны использовались самые обыкновенные полевые орудия, которые монтировались на специальные противосамолетные поворотные рамы. При этом в годы Первой мировой войны в стране разрабатывались самые разные средства ПВО, в том числе на базе мотоцикла с коляской, в которой на специальном станке устанавливался 7,62-мм пулемет «Максим».
Несмотря на практическое отсутствие опыта борьбы с воздушными целями, располагая простыми техническими средствами, которые имелись в войсках в недостаточно количестве, уже к концу 1914 года русские сухопутные войска записали на свой счет 19 уничтоженных самолетов врага, а также два дирижабля противника. В плен удалось взять 80 членов экипажей, еще три самолета записали на свой счет русские летчики.
К началу Великой Отечественной войны войска противовоздушной обороны прошли серьезный путь развития, став грозной силой. На вооружении советской ПВО имелись не только современные зенитные орудия, в том числе автоматические и многочисленные пулеметные установки, но и такие современные средства, как РЛС. Так первый советский серийный радиолокатор, получивший обозначение РУС-1, был принят на вооружение еще в 1939 году. Всего было произведено 45 таких комплексов, которые использовались в том числе в ПВО Москвы и Ленинграда.
В настоящее время соединения и воинские части войск ПВО-ПРО обеспечивают надежную защиту воздушных границ нашей страны. Одной из основных задач является противовоздушная оборона города Москвы и всего центрального промышленного района России. Силы ПВО обеспечивают надежный контроль воздушного пространства и осуществляют защиту объектов высшего звена государственного и военного управления, а также ключевых объектов промышленности и сферы энергетики, важных транспортных коммуникаций и объектов, а также группировок ВС РФ от атак, которые проводятся из воздушно-космического пространства.
В последние годы парк техники в войсках ПВО серьезным образом обновился. В России развернуто 56 дивизионов ЗРС С-400 «Триумф», которая считается лучшим комплексом противовоздушной обороны в мире и пользуется устойчивым спросом на мировом рынке вооружений. Такие комплексы уже состоят на вооружении армий Китая, Индии, Турции. Войска ПВО всегда были требовательны к военным кадрам и специалистам, сегодня с развитием оборудования и технологий подготовка специалистов играет всё большую роль. В России подготовкой кадров для войск ПВО-ПРО в наши дни занимается несколько крупных высших военных учебных заведений, среди них: Военная академия ВКО им. маршала Жукова в Твери, Ярославское высшее военное училище ПВО, Учебный центр зенитных ракетных войск, расположенный в Гатчине, и Центр подготовки специалистов радиотехнических войск во Владимире.
Этапы большого пути
В 50-х славно потрудились летчики ПВО.
8 апреля 1950г. катастрофа самолёта PB4Y Privateer, КВС Рейнольдс Р.
Нарушил советское воздушное пространство в районе военно-морской базы Либава на Балтике. Поднятая на перехват четвёрка Ла-11 под командованием ст. л-та Докина Б. пыталась посадить американский самолёт-нарушитель на свой аэродром, но американцы открыли огонь по советским самолётам. В ходе перестрелки PB4Y Privateer был сбит, экипаж, 10 человек, погиб.
Советская сторона утверждала, что был сбит В-29, американцы потерю признали, но настаивали, что сбит именно PB4Y Privateer.
6 ноября 1951г. катастрофа самолёта P2V Neptune.
При выполнении разведывательного полёта над территорией СССР был атакован и сбит парой самолётов Ла-11. Самолёт-нарушитель упал в море близ м.Островной в Японском море, экипаж пропал без вести.
Лётчики-истребители ст. л-ты Лукашев И.Я. и Щукин М.К. награждены орденами Красного Знамени.
13 июня 1952г. катастрофа самолёта В-29.
В ходе выполнения разведывательного полёта над территорией СССР был атакован парой МиГ-15 и сбит. Самолёт-нарушитель столкнулся с водной поверхностью Японского моря в районе бухты Валентин в 15км от м.Овсянкина, экипаж пропал без вести.
7 октября 1952г. катастрофа самолёта В-29.
Вторгся в воздушное пространство СССР в районе о.Юрий на Курилах, при приближении пары самолётов МиГ-15 открыл по ним стрельбу. Ответным огнём был уничтожен. Обломки самолёта упали в море, экипаж пропал без вести.
15 апреля 1953г. катастрофа самолёта RB-50.
Нарушил воздушное пространство СССР в районе п.Жупалово близ Петропавловска-Камчатского. На перехват была поднята пара самолётов МиГ-15. Самолёт-нарушитель открыл по ним стрельбу и ответным огнём был сбит. Экипаж пропал без вести. Другие подробности неизвестны.
29 июля 1953г. катастрофа самолёта RB-50.
При перехвате парой самолётов МиГ-15 самолёта-нарушителя в воздушном пространстве СССР первым открыл стрельбу и был сбит ответным огнём. Обломки самолёта упали в районе м.Гамова в Японском море. Из 17 членов экипажа выжил 1, которого подобрали на борт советские пограничники. Позже были найдены ещё 3 тела погибших, остальные 13 пропали без вести. Советские лётчики ст. л-ты Рыбаков А.Д. и Яблонский Ю.М. были награждены орденами Красного Знамени.
В бою был подбит самолёт Рыбакова А.Д.
4 сентября 1954г. катастрофа самолёта P2V Neptune.
Нарушил воздушное пространство СССР, был сбит парой самолётов МиГ-17 и упал в море в 35км от м.Островной в Приморье. Экипаж пропал без вести.
7 ноября 1954г. в районе Курильской гряды близ о.Танфильева произошёл инцидент с самолётом ВМС США В-29.
Экипаж выполнял разведывательный полёт в советских территориальных водах и был атакован парой МиГ-15. В-29 был подбит и, отстреливаясь, ушёл в сторону Японии. По данным нашей разведки, самолёт столкнулся с землёй близ п.Ноккегун на о.Хоккайдо. О судьбе экипажа ничего не известно.
18 апреля 1955г. катастрофа самолёта RB-47.
В ходе воздушного боя в районе островов Беринга близ п.Никольское был сбит парой МиГ-15. Обломки упали в море, экипаж пропал без вести. Самолёт сбил ведущий пары к-н Коротков, ведомый - л-т Сажин. Лётчики награждены орденами.
22 мая 1955г. катастрофа самолёта P2V-5 Neptune.
Сбит в ходе выполнения разведывательного полёта над территорией СССР парой самолётов МиГ-15. Обломки упали в Японское море, о судьбе экипажа ничего не известно.
23 июня 1955г. катастрофа самолёта P2V-5 Neptune.
Самолёт-нарушитель ВМС США выполнял разведывательный полёт и был подбит истребителем МиГ-15. Экипаж сел на вынужденную посадку на о.Святого Лаврентия. По неподтверждённой информации, самолёт разбился на посадке, а лётчик МиГ-15 катапультировался возле побережья Чукотки из-за полной выработки топлива. Другие подробности неизвестны.
В июле 1956г. в районе г.Находка был сбит группой МиГ-15 самолёт P2V Neptune. Экипажу удалось приводниться, 1 человек погиб, остальные подобраны ПСС США.
27 июня 1958г. авария самолёта С-118.
Вторгся в воздушное пространство СССР и был принуждён к посадке на аэродром в 30км южнее г.Ереван двумя самолётами МиГ-17П (ведущий к-н Светличников Г.Ф. и ведомый к-н Захаров Б.Ф.). На посадке самолёт потерпел аварию и сгорел. Экипаж не пострадал и 7 июля 1958г. был передан властям США.
2 сентября 1958г. катастрофа самолёта C-130 Hercules.
Сбит группой советских самолётов (тип неизвестен, ведущий группы - Лопатков), близ г.Ереван. Экипаж, 19 человек, погиб и был захоронен вблизи места падения.
7 ноября 1958г. произошёл воздушный бой в районе г.Вентспилс над Балтийским морем, в ходе которого был подбит парой МиГ-17 самолёт-разведчик ВВС США RB-47. Самолёт вышел в нейтральные воды и далее не преследовался нашими перехватчиками. Другие подробности неизвестны.
Однако, потолок самолетов-разведчиков противника становился все выше и достичь его становилось всё труднее.
Самым значительным событием в становлении войск ПВО страны стала работа комплекса С-75 1 мая 1960г.
1 мая ранним утром пилотируемый Пауэрсом U-2C с заводским номером 360 и бортовым 56-6693 вылетел из Пешавара. В 05:35 МСК самолёт-разведчик пересёк границу воздушного пространства Советского Союза юго-восточней Кировабада (Таджикская ССР). Полет проходил на высоте 18—21 км со скоростью 720—780 км/ч. Сделав снимки МБР на космодроме Байконур, лётчик также совершил пролёт Магнитогорска и Челябинска. Следующим пунктом маршрута был расположенный между Челябинском и Свердловском город Челябинск-40 (ныне Озёрск), где находится завод «Маяк», занимавшийся тогда производством оружейного плутония,
Попытки перехватить Пауэрса продолжались несколько часов. На его перехват были подняты два высотных перехватчика. Один из них не имел вооружения (это был Су-9, который перегоняли с завода к месту службы), лётчик был без высотно-компенсирующего костюма, однако Савицкий даёт приказ таранить Пауэрса. Таран без ВКК – это как грудью на амбразуру – смерть 100%, единственно, о чем попросил капитан Игорь Ментюков – позаботится о семье.
Новенький СУ-9 без тяжелого вооружения на борту поднялся до 20 км без проблем. Поравнявшись с противником, И.А. Ментюков направил свой самолет на него.
«Он пошел в правый разворот, зачем – никто не понял. Одним словом, слышу в наушниках: «Цель в правом развороте». Шарю глазами – его не вижу. Сближение идет ни много, ни мало – 550 метров в секунду! И я проскочил чуть выше него», – рассказал советский летчик.
Сергею Сафонову в этот день повезло гораздо меньше.
Выполнить перехват не получилось. Всем было ясно — если и в этот праздничный день U-2 не собьют, не один генерал лишится погон.
В 8-50 Пауэрс вошел в зону работы 2-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады ЗРК С-75, командование которой тогда осуществлял начальник штаба майор Михаил Воронов.
Майор Воронов дает команду: «Цель уничтожить!». В небо — причем уже вдогон — уходит первая ракета, а вторая и третья не сходят с направляющих (пуск в сторону кабин управления блокируется автоматически). В 8 ч 53 мин ракета подходит к U-2 сзади. Взрыв отрывает хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, устремляется к земле.
В 4-м дивизионе 57-й бригады, которым командовал майор А. Шугаев, за цель приняли пару самолётов МиГ-19, вылетевших на перехват U-2, пилотировавшихся капитаном Борисом Айвазяном и старшим лейтенантом Сергеем Сафроновым. Несмотря на заявление дежурного по КП, что открывать огонь нельзя, поскольку в воздухе свои самолеты, находившийся на КП генерал-майор Иван Солодовников взял микрофон и лично отдал приказ: «Цель уничтожить!». Одной из ракет ЗРК С-75 самолёт Сергея Сафронова был сбит на высоте 11 000 м, лётчик погиб, хотя и катапультировался. К тому времени шпионский самолёт Пауэрса уже полчаса как был сбит.
Генерал-майор Иван Солодовников был отправлен в отставку.
Всего в ходе пресечения полета самолета-шпиона было выпущено 14 зенитных ракет.
Бардак был знатный. Впрочем, обратимся к документу - к докладной министру обороны СССР.
"Командующий истребительной авиацией армии ПВО генерал-майор Вовк Ю.С. в 8 часов 43 минуты приказал поднять с аэродрома Кольцова два самолета МиГ-19, однако не доложил командующему, на главном командном пункте в течение десяти минут не знали, что истребители в воздухе.
В 8 часов 53 минуты штурман истребительной авиации армии полковник Терещенко обнаружил на экране планшете пару МиГ-19 и приказал им на высоте 11.000 метров следовать в сторону огня зенитных ракет. От управления в дальнейшем самоустранился...
9-й отдельный радиотехнический батальон (командир подполковник Репин И.С.), когда уже нарушитель был сбит, продолжал выдавать данные на главный командный пункт о его полете на высоте 19.000 метров, тогда как фактически здесь находились МиГ-19 на высоте 11.000 метров.
Поднятые на перехват истребители, возвращались на аэродром через зону поражения 4-го дивизиона 57-й зенитной ракетной бригады, у которого аппаратура опознавания самолетов на РЛС была неисправна (просто забыли включить).
Имея информацию, что истребителей в воздухе нет, (на воре и шапка горит – информация была прямо противоположная, и дал команду «Пуск» не Шугаев, а оказавшийся там генерал-майор Иван Солодовников, которого потом по тихому и списали, не вынося сор из избы) дивизион (командир майор Шугаев А. В.) принял их за самолет противника, дал залп ракет, сбил МиГ-19, пилотируемый старшим лейтенантом Сафроновым С. Л.
Причиной гибели летчика послужила плохая работа боевого расчета главного командного пункта армии ПВО. Начальники родов и служб не сообщали о принятых решениях на главный командный пункт, ГКП в свою очередь не информировал об обстановке командиров частей и соединений. В 57-й ЗРБ не знали о нахождении истребителей в воздухе. Поэтому был сбит самолет Сафронова с включенным ответчиком..."
На Воронова главнокомандующий Войсками ПВО страны маршал Бирюзов два раза писал представление на звание Героя Советского Союза, но дважды разрывал уже подписанный документ, чертыхался: доложил бы на десять минут раньше. На пути к геройскому званию вставал летчик Сергей Сафронов.
Больше U-2 над СССР не летали. Хватило одной ракеты.
С тех пор Войска ПВО все праздники отмечают усиленным нарядом на боевом дежурстве.
Однако ровно через два месяца воздушное пространство СССР решил прощупать другой самолет и совсем с другой стороны.
История не требует себя изучать, но жестоко наказывает за невыученные уроки.
В ясный и солнечный день 1 июля 1960 года, американский самолёт-разведчик RB-47, по вине своего командования, плохо знавшего географию вкупе с историей (географический кретинизм - называется), нарушил советскую границу в районе Кольского полуострова, несмотря на то, что с момента уничтожения над территорией СССР самолёта-шпиона U-2 Ф.Пауэрса прошло ровно два месяца. Шесть членов американского самолёта даже и не подозревали, что четверо из них выполняют последний свой полёт в вечность, сунувшись к «советскому мысу Святой Нос, чтобы получить по своему грешному носу» (слова Хрущёва). Ошибка американского командования при планировании разведывательной операции заключалась в маленьком нюансе - они не учли (а, возможно, сознательно проигнорировали) тот факт, что советская сторона определила морскую границу декретом, подписанным ещё Лениным, по линии мыс Святой Нос – мыс Канин нос.
В данной зоне ответственности советской ПВО в тот день на дежурстве находились два самолёта-перехватчика: МиГ-19 и Су-9. В воздух был поднят МиГ-19, управляемый капитаном Василием Поляковым, с заданием обнаружить визуально цель и установить бортовой номер самолёта.
Самолёт-перехватчик предназначен для того, чтобы быстро настичь, обнаружить и уничтожить воздушного нарушителя государственной границы, если нарушитель отказывается выполнять его команды. Причём времени на длительные раздумья у пилота на перехватчике абсолютно нет – запас топлива сильно ограничен только условиями выполнения поставленной задачи. Лётчик должен в короткий промежуток времени выполнить задачу, чтобы иметь возможность вернуться на базу. Но в любом случае, для пилота главное – выполнить боевую задачу, а возвращение на базу задача второстепенная и не совсем обязательная. Такова судьба всех лётчиков ПВО…
В подтверждение вышесказанного приведу такой факт – капитан Поляков, чтобы сэкономить время не стал надевать высотный костюм (на эту операцию уходило ШЕСТЬ МИНУТ), потому что главное – выполнить задание, а за ценой мы не постоим…
Поляков, обнаружив американский самолёт-разведчик, доложил своим командирам, что американцы совершенно не реагируют на манёвры советского истребителя, и настойчиво потребовал дальнейших указаний. И вот с этого момента началось самое интересное…
Никто из советских генералов не желал становиться зачинщиком третьей мировой войны, поэтому все начали лихорадочно думать, какие действия предпринять в данной ситуации. А учитывая то, что у тех, кто думал, на плечах были очень большие звёзды, которые они не хотели потерять, решение на отдачу приказа лётчику повисло в воздухе…
В отличие от командиров, четыре капитанские звёздочки не мешали Василию Полякову трезво оценивать ситуацию, в которой он оказался: если в ближайшие пару минут он не получит конкретного приказа на уничтожение американского самолёта или возвращения на базу, то ему, скорее всего, придётся искупаться в море, потому что топлива, чтобы дотянуть до своего аэродрома, наверняка не хватит.
От перспективы купания в водах Баренцева моря, температура воды в котором на данный момент не превышала пяти градусов, капитан Поляков был не в восторге, поэтому выждав максимально возможное время и не получив на свои неоднократные запросы конкретного приказа, советский лётчик взял всю инициативу в свои руки – расстрелял американский самолёт парой очередей из двух 30-мм пушек, выпустив в него 111 снарядов.
RB-47 загорелся и рухнул в море. Капитан Поляков доложил, что цель уничтожена, и он возвращается на свой аэродром…
Немой сцене на командном пункте ПВО, последовавшей за таким неожиданным сообщением, мог бы позавидовать сам Гоголь – все были в шоке! Уверен, что больше боялись не возможного начала третьей мировой войны (это был бы не самый худший вариант для командования в данном случае), а потери своих «тёплых» генеральских должностей с возможным трибуналом из-за самовольства какого-то капитана.
Если бы Поляков мог моментально вернуться на свой аэродром, то его, скорее всего, отцы-командиры порвали бы на куски, но несколько минут, которые ему понадобились для возвращения, спасли его от возможного рукоприкладства. Когда МиГ-19 Полякова коснулся бетонки, расправляться с ним было некому: одни с сердечным приступом пили валерьянку и сосали валидол, а другие уже поломали от злости зубы – рвать на куски инициативного капитана было некому и нечем.
Если информация о том, что Поляков после своего возвращения был сразу арестован, не подтверждается, то о попытке командования свалить всю вину на него, есть документальное подтверждение в рапорте на имя главнокомандующего ПВО: «ДЕЙСТВИЯ КАПИТАНА ПОЛЯКОВА БЫЛИ ВЫЗВАНЫ ЛИЧНОЙ НЕНАВИСТЬЮ К АМЕРИКАНСКИМ АГРЕССОРАМ».
Но такой бред можно было ещё написать своему командованию. А вот как докладывать ТОТ ФАКТ хозяину в Кремле, что решение на уничтожение самолёта принимал капитан Поляков самостоятельно? Ведь Никита может задать резонный вопрос, А НА ХРЕНА ТОГДА ВЫ ВСЕ МАРШАЛЫ И ГЕНЕРАЛЫ НУЖНЫ, ЕСЛИ ЗА ВАС ДУМАЕТ КАПИТАН? Да, задал задачку капитан Поляков своим командирам…
Пока генералы ломали свои головы, что делать с Поляковым, Хрущёв на пресс-конференции 12 июля 1960 года сказал, что американский самолёт нарушил государственную границу СССР, поэтому и был уничтожен. Когда же Хрущёв поинтересовался у маршала Малиновского: «А где же наш герой?», тот поначалу даже и не понял, о ком идёт речь, так как такой вариант в отношении Полякова даже не рассматривался! А маршал Бирюзов, услышав, что Хрущёв расхваливает лётчика ПВО, льстиво заметил: «Никита Сергеевич, а у нас ВСЕ ТАКИЕ!» Чем доставил неслыханное удовольствие генеральному секретарю – с такими парнями мы всем покажем кузькину мать!..
Капитан Василий Поляков был награждён орденом Красного Знамени, а американские лётчики навсегда усвоили, что нужно бояться не столько советских генералов, сколько простых советских лётчиков, способных на экспромт в любой ситуации. Кстати, за время «холодной» войны число погибших американских пилотов в аналогичных инцидентах составило 150 человек…
Слово полковнику в отставке Василию Полякову
...«В тот день 1 июля 1960 года я нес боевое дежурство во 2-й готовности на аэродроме под Мурманском. Команду "Воздух!" дали сразу двум экипажам: мне на МиГ-19 и второму – на Су-9. Мне на «МиГе» сделать взлет было легче, нежели товарищу на "Сухом". Пока он гермошлем наденет, комбинезон… минут 10 потребуется. Американцы в те годы обнаглели совсем. Пользовались своим преимуществом по высоте и скорости и безраздельно бороздили наше воздушное пространство. Главной целью RB-47 были советские радары. Часто они подходили к границе фронтом со стороны Норвегии, затем разворачивались на 180 градусов и уходили. При этом засекали работу включавшихся наших РЛС…
Когда 1 июля меня подняли на нарушителя, я еще не знал, что это был RB-47. После наведения на него дали команду: "Перезарядить оружие!" Помимо пушки, на любом «МиГе» висели еще НУРСы. Доложил: "Цель вижу. Что делать?" В ответ: "Подойти поближе и определить". Выполнил, приблизился со стороны правого крыла разведчика примерно до 30 метров и в соответствии с международными правилами подал ему сигнал: "Внимание! Следуйте за мной". Но RB-47 вместо выполнения команды попытался оторваться от меня…»
Заметив за спиной подошедший МиГ-19 Василия Полякова, Фримэн Олмстед закричал: «Внимание, внимание, истребитель по правому борту!» Уильям Палм оглянулся и воскликнул: «Черт, из какого ада выпрыгнул этот русский парень?» Прошло ровно 8 часов полета. По команде командира второй пилот перебрался в кормовую башню к пушкам. По рекомендации штурмана Джона Маккоуна Палм начал выполнять поворот налево. Там, по карте, лежал «Банановый остров», где «Москва в 1955 году построила новый ядерный полигон».
«После явного неподчинения, видя, что шпион пытается покинуть наше воздушное пространство, я запросил КП: "Цель уходит. Что делать?" – вспоминает Василий Поляков. – После продолжительной паузы последовала команда: "Уничтожить!" Я сделал два залпа, и RB-47 загорелся…»
Увидев огни выстрелов из пушек «МиГа», Олмстед привел в работу свои пушки, но безрезультатно. Русский летчик оказался точнее. После первой очереди объяло пламенем двигатели под левым крылом. Самолет стал резко терять высоту. Вторая 20-секундная очередь принесла еще большие разрушения. Палм отдал приказ: «Приготовиться! Приготовиться!» Все поняли, что речь идет о выброске с парашютами. Всего 10 секунд командир и второй пилот пытались восстановить управление машиной, но потом Палм был вынужден скомандовать: «Прыгаем! Прыгаем!»
Палм, Олмстед и Маккоун выбросились с парашютами. Последним двоим по приземлении на воду удалось вскарабкаться на свои спасательные плотики. Командир запутался в парашютных стропах и захлебнулся. Не повезло и трем «воронам», ушедшим на дно Баренцева моря вместе с обломками самолета.
Через 6 часов Олмстеда и Маккоуна, а также тело Палма, подобрал советский траулер. Их, как и Пауэрса, доставили в Москву, на Лубянку, в КГБ СССР на допрос. Останки их командира передали представителям Соединенных Штатов.
28 ноября 1973г. катастрофа самолёта МиГ-21, аэродром Вазиани, лётчик к-н Елисеев Г.Н.
Лётчик погиб при выполнении боевого задания по уничтожению самолёта-шпиона F-4 в районе Северного Кавказа. Лётчик выпустил по цели 2 ракеты, но промахнулся. Пушка заклинила после нескольких выстрелов. По команде с КП применил таран, самолёты столкнулись. Экипаж сбитого самолёта-нарушителя остался жив, выбросился на парашютах и был захвачен пограничниками.
Это был первый в мире таран на сверхзвуковых реактивных самолётах. Техников полка по вооружению (2 человека), виновных в отказе пушки, приговорили к 3-м и 10-ти годам заключения. За мужество и героизм Елисеев Г.Н. удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно).
Бюллетень «Летные происшествия СССР. 1965-1985гг.»: 18 июля 1981г. авария самолёта Су-15ТМ, аэродром Марнеули (Грузинская ССР), лётчик к-н Куляпин В.А.
Лётчик был выведен на перехват самолёта-нарушителя CL-44, выполнявшего тайный рейс по маршруту Тель-Авив - Тегеран и непреднамеренно вторгшегося в воздушное пространство СССР в Азербайджане (по другим данным - в Армении). Команды лётчика на изменение маршрута командир СL-44 не выполнял. С КП поступила команда на уничтожение нарушителя. На Су-15 были подвешены ракеты класса "Воздух-Воздух" дальнего радиуса действия Р-98М. Для их пуска дистанция была недостаточной, а сделать новый заход для атаки уже не хватало времени - нарушитель приближался к границе. Тогда лётчик решил таранить. На высоте 11000м он сблизился с самолётом-нарушителем и со второй попытки нанёс удар фюзеляжем сзади за кабиной и килем по правому стабилизатору. После этого Куляпин катапультировался, а CL-44 вошёл в штопор и упал в 2км от границы. Экипаж самолёта-нарушителя, 4 человека, погиб.
К-н Куляпин представлялся к званию Героя Советского Союза, но был награждён орденом Красного Знамени. После тарана самолёт Куляпина нормально управлялся и был практически не повреждён, причину катапультирования сам лётчик объяснить не смог.
На перехват нарушителя с аэродрома Вазиани были подняты четыре самолёта Су-15ТМ, однако из-за нерешительности и неквалифицированных действий командования перехватчики преждевременно израсходовали горючее и были вынуждены вернуться на базу. Тогда на цель был наведён аналогичный самолёт, пилотируемый Валентином Куляпиным, вооружённый ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия Р-98М с заданием посадить нарушителя.
Самолёт CL-44 принадлежал аргентинской АК "Transportes Aereo Rioplatense" и перевозил контрабандой оружие для Ирана.
Это - второй случай тарана реактивным самолётом нарушителей границы СССР в истории советских ВВС.
PS. Решение о таране Куляпин принял сам. Пушки на Су-15 не предусмотрены, а дистанцию пуска ракет его начальство уже пролюбило.
Кроме двух реактивных таранов на счету летчиков ПВО числится «Боинг-747».
1 сентября 1983г. в воздушном пространстве СССР в районе Сахалина был сбит южнокорейский самолёт-нарушитель "Боинг-747", самолёт столкнулся с водной поверхностью и затонул в нейтральных водах у о.Монерон. На борту находились 246 пассажиров и 23 члена экипажа, все погибли.
Это - крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая в СССР с самолетом зарубежной авиакомпании. По официальной версии советского правительства и КПСС, самолёт был сбит ракетой «воздух-воздух», выпущенной с советского перехватчика Су-15, лётчик – п/п-к Осипович Г.Н.
По другим данным, самолёт летел без пассажиров. Данная катастрофа могла быть инсценировкой или провокацией. Лётчик выпустил по самолёту 2 ракеты и не видел падения авиалайнера. На месте катастрофы водолазы не нашли тел пассажиров и экипажа. Со слов одного водолаза: «самолёт был набит мусором, одежда вся как со свалки - из нее вырваны куски. Мало было и носильных вещей - курток, плащей, туфель - очень мало. А то, что находили - какое-то рванье! Вот нашли, скажем, россыпь пудрениц. Они остались целыми, открывались. Но что странно, у всех - разбитые внутри зеркальца. Пластмассовые корпуса абсолютно целые, а зеркальца - все разбитые. Или зонты: все в чехлах, в целых чехлах - даже не надорванных. А сами - измятые, нерабочие... Ножи, вилки покореженные».
Для сравнения: 2 года спустя в небе над Атлантикой на высоте 10км взорвался точно такой же «Боинг-747» индийской авиакомпании. В первый день поисков нашли тела 123 пассажиров, на следующий день еще 8 и через 4 месяца, при глубоководном исследовании - еще одного, пристегнутого к креслу. Или ещё пример: в 1988г. взорвался "Челленджер" с 7 астронавтами на борту на высоте около 15км. Со дна океана подняли 254 000 фрагментов космического корабля, 90% фрагментов кабины и тела всех астронавтов.
Расследование, проведённое независимыми экспертами и не принятое официально правительствами Южной Кореи, СССР и США, показывает, что «Боинг» связывался с японскими диспетчерами через 50мин после факта «официальной» гибели. Как известно, через 8 дней после трагедии куски обшивки, обломки, остатки багажа в больших количествах выбросило на японское побережье острова Хонсю, их находили на Хоккайдо. Характер течений у побережья Японии в конце августа и в сентябре в районе островов Монерон и Сахалин свидетельствует о том, что нет ни одного течения, которое гнало бы волны с севера на юг, только с юга на север. И, согласно метеосводкам, в то время дул устойчивый ветер в сторону материка. То, что в обломках самолета найден стабилизатор американской ракеты, прямо говорит о том, что «Боинг-747» был добит американскими истребителями и упал у японского острова Кюрокусима, недалеко от острова Садо, где и покоятся до сих пор в салонах самолёта пассажиры рейса КАL-007.
Однако, не всё так просто. Рассказ очевидца.
В сентябре 1983 года БС-486 «Комсомолец Узбекистана» принимала участие в поиске останков южнокорейского самолета «Boeng-747» сбитого в воздушном пространстве над островом Сахалин 1 сентября 1983 года при выполнении им разведывательного задания. На поверхность были подняты «черные ящики» самолета и получены вещественные доказательства об отсутствии на борту пассажиров.
Обломки самолета были найдены советскими водолазами, со дна были подняты все приборы, включая бортовые самописцы («черные ящики»), однако это оставалось тайной до 90-х годов. Впрочем, не для всех. Сразу после расшифровки данных «черного ящика» они были озвучены на встрече советских и иностранных дипломатов. «Черные ящики» даже после гибели экипажа свидетельствовали: пилоты знали, что нарушили границу СССР, но отказались выполнять команду советского истребителя на посадку.
Долгое время тайной оставалось и то, что первыми на место трагедии опускались водолазы «Ленка». Именно так предполагал водолаз-глубоководник Вадим Кондрабаев, который опускался на место трагедии: «вполне может быть, что несколько мини-подлодок с военными водолазами спустились на «Боинг» еще до нас и все собрали, а остальные части разрушенного лайнера разбросали или оставили там, где им было нужно, а потом вызвали нас для отвода глаз».
Да, именно советским военным морякам и именно с «Ленка» удалось найти «черные ящики». Специалистам удалось расшифровать их данные. Но это работало не в пользу версии американцев. Видимо, тогда же советская и американская стороны просто достигли соглашения… И постарались тайну, не выгодную обеим сторонам, спрятать подальше и поглубже.
Капитан 3-го ранга запаса Юрий Клебанов, служивший на «Ленке» в электромеханической боевой части с 1979 по 1992 годы: «В сентябре 1983 года наш спасатель стоял в заводском ремонте. По тревоге на поиски «Боинга» с лодки забрали всех наших водолазов и командиров спасательных снарядов. Погружались они, как потом рассказывали, с борта спасательного корабля на его снарядах. Самолет обнаружили сразу, он развалился на три кучи обломков. Наши водолазы погружались на спасательных снарядах, рискуя, заплывали в них прямо в громоздившиеся обломки обшивки, копались на самой «перспективной» акватории, там, где находились обломки носовой части и кабины. Там они и нашли «черные ящики»…».
И ещё один эпизод.
Полёт по пачке «Беломора»
28 мая 1987, в День Пограничника, 19-летний Матиас Руст вылетел из Гамбурга на четырёхместном лёгком самолёте «Сессна-172Б Скайхоук» (Cessna 172B Skyhawk). После дозаправки в аэропорту Маальми в Хельсинки, Руст направился в Россию.
Самолет вошел в воздушное пространство СССР в районе г.Кохтла-Ярве, Эстонская ССР. Далее линия пути проходила по маршруту Гдов - Псков - Калинин - Торжок - Москва на постоянной высоте 600м. Двигаясь к столице, пилот ориентировался по железной дороге Ленинград - Москва. Пилот планировал выполнить посадку непосредственно на Красной площади, выполнил 3 захода, но не решился сесть из-за большого количества народа, находившегося на площади, произведя посадку на Васильевском спуске, со стороны Большого Москворецкого моста, потом самолёт дорулил до храма Василия Блаженного. После посадки пилот вышел из кабины и в течение часа раздавал автографы всем желающим, которых немало собралось возле самолёта, а затем был арестован сотрудниками КГБ.
На каждом этапе полёта Руста ПВО СССР в звене "рота-батальон" сработала штатно, ключевая ошибка была допущена в звене "соединение-армия-округ". Самолёт был обнаружен ещё в момент его нахождения над Финским заливом и приблизительно более половины маршрута постоянно отслеживался советскими радиотехническими средствами. На перехват были подняты истребители из дежурных звеньев Тапа, Хотилово и Бежецка, однако команду на сбитие самолёта-нарушителя лётчики-перехватчики так и не получили.
Следствие по делу Руста было проведено с особой тщательностью, но, со слов следователя по особо важным делам при ГВП Первакова В.Д., не было установлено никакой связи Руста с западными спецслужбами. С этим не согласны высокопоставленные военные, например, генерал армии Дейнекин П., генерал-полковник Москвителев Н. и ряд других, утверждавших, что "полёт Руста - тщательно спланированная провокация западных спецслужб с целью опорочить нашу армию", а некоторые, в том числе генерал Мельников С.И., дежуривший в этот день на Центральном пункте ПВО, вообще договорились до того, что операцию Руста готовил председатель КГБ Крючков В. по личному указанию Горбачёва М.С.
В советских газетах полёт Руста был представлен как провал советской системы ПВО. Горбачёв использовал инцидент для того, чтобы сместить министра обороны, ГСС, маршала Соколова С. Л. и командующего ПВО, Главного маршала авиации, Дважды ГСС Колдунова А.И., а также для последующего сокращения Вооружённых Сил. Оба они были политическими противниками Горбачёва. Вместо них он назначил людей, поддерживавших его политический курс, хотя один из них, новый министр обороны генерал армии Дмитрий Язов, впоследствии участвовал в путче против Горбачёва.
За этот полёт Руст получил 4 года, но был амнистирован председателем Президиума Верховного Совета СССР Громыко А. 3 августа 1988г., проведя под следствием и в тюрьме 432 дня.
P.S. Капитана Полякова на него не нашлось. А ведь любой вертолёт мог потоком от винтов сдуть эту ЦЕСНУ с курса и принудить к посадке. Однако степень тупизны руководства зашкаливает.
Попали под «раздачу» многие, включая министра обороны Сергея Леонидовича Соколова, командующего ПВО Александра Ивановича Колдунова и командующего ВВС Александра Николаевича Ефимова.
Виноваты ли эти люди, боевые командиры, не раз смотревшие смерти в лицо? Да.
В армии всё просто. Когда не знаешь, что делать, - читай Устав. Там нет таких слов как консенсус или плюрализм. Там совсем другое. Граница СССР нерушима. И воздушная, в том числе.
Кому присягал? СССР или Горбачёву? Ну, так и действуй по Уставу.
Ну, а коли сидишь, катая яйца в карманах и ждёшь… За тебя решают другие – такой решала не нужен. Тем более, нарушение Устава на лицо. Его-то пока никто не отменил.
Дальнейшая судьба Руста напоминает поговорку про цветок в проруби. В ноябре 1989 Руст, проходивший альтернативную службу в больнице в немецком городе Риссен, ударил ножом медсестру, потому что она отказалась пойти с ним на свидание. За это в 1991 он был приговорён к 4 годам лишения свободы, но был освобождён спустя всего 5 месяцев.
В апреле 1994 Руст заявил, что хочет вернуться в Россию. Там он посетил детский дом и стал жертвовать на него деньги. Затем он исчез на 2 года. Ходили слухи об его гибели, но в действительности Руст торговал обувью в Москве.
Затем, в 28-летнем возрасте, объездив весь мир, Руст вернулся на родину. Там он объявил о намерении жениться на индийской девушке по имени Гита (Geetha), дочери богатого торговца чаем из Бомбея. Руст перешёл в индуизм, и церемония бракосочетания прошла в Индии и по индуистскому обряду. После бракосочетания Руст с женой вернулся в Германию.
В апреле 2001 Руст предстал перед судом по обвинению в краже кашемирового пуловера в универмаге.
На 2002 год, Руст жил в Гамбурге со второй женой Афиной.
Долгое время в состав ПВО входила истребительная авиация, тогда «большие» войска противовоздушной обороны входили в состав ВВС (военно-воздушные силы). Позднее (2011 год) зенитно-ракетные и радиотехнические войска объединили с космическими войсками и создали Войска космической обороны (ВКО), а в 2015 году они вместе с ВВС перешли в статус Воздушно-космических сил (ВКС) и пребывают в нем по сей день.
В Российской Федерации после передачи Войск ПВО в состав ВВС туда же перешла и истребительная авиация. После серии реорганизаций и переподчинений в настоящее время (начало 2024 года) истребительная авиация ПВО входит в состав армий ВВС и ПВО ВКС России, в которых объединена в дивизиях ПВО.
На сегодняшний день наша ПВО – самая могучая ПВО в мире, будем надеяться! Поздравляю с наступающим праздником! Удачного вам дежурства!
С праздником, бойцы, и бывшие, и будущие! Присягаем мы не Горбачёву, не Путину, а РОДИНЕ.
И России быть на планете ЗЕМЛЯ, пока есть МЫ.