Боевик “Без лица” – среди всех боевиков один из моих самых любимых. Он встал на первое место в этом жанре и стоит там рядом с “Тройной границей” 2019 года. Команда, которая над ним работала, впечатляет. Главные роли у Николаса Кейджа и Джона Траволты, и на тот момент ещё в статусе начинающей, но уже яркой актрисы, Доминик Суэйн. Продюсером выступил сам Майкл Дуглас, в чьём удачном продюсерском портфолио уже были “Пролетая над гнездом кукушки”, “Роман с камнем”, “Человек со звезды”.
Мировая премьера боевика от Джона Ву состоялась 19 июня 1997 года, и фильм удостоился на церемонии Oscar всего одной номинации (Монтаж звука). Зато канал MTV оказался более лояльным. На своей церемонии в 1998 году он отметил фильм в шести номинациях, а победу присудил в двух (Лучший экранный дуэт и Лучшая экшен-сцена). На премии Сатурн боевику досталось девять номинаций, но победа тоже в двух. Жюри Сатурна отметили Лучшего режиссёра и Лучший сценарий. По итогу всё лучшее всё же отмечено.
Фильм запомнился с первого просмотра, который состоялся у меня лет двадцать назад. Я не смогла пройти мимо телевизора. На тот момент я и представить не могла, что магия кино существует. И, скорее всего, с этим фильмом смысл до меня начал доходить. Но фильм мог и не попасть на экраны.
К реализации (от написания сценария до выбора режиссёра) шли семь лет. Сам сценарий был готов в 1990 году. Его авторы, выпускники киношколы Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA film school), Майк Уэрб (Mike Werb) и Майкл Коллеари (Michael Colleary), создали его ещё летом 1990 года.
Хотя они продали Face/Off студии Warner Bros., но им не принесло это славы. На тот момент шло производство боевика с Сильвестром Сталлоне “Разрушитель” (Demolition Man), боссы посчитали, что второй почти такой же фильм им нет интереса запускать, поэтому отложили в сторону. Но в этом ли была проблема? Возможно, научно-фантастический уклон помешал больше, чем избыточность однотипных картин. Первая версия рассказывала историю, разворачивающуюся в таком будущем, где пересадка лица никого бы не удивила. Так оправдывался ключевой ход в сюжете. На роль режиссёра приглашали Джона Ву. Во-первых, он не изъявил интереса к такой истории. Для научной фантастики в нём не было важных и достаточных элементов. А ему хотелось развития характеров главных героев, показа их человечности. Он хотел бы сделать качественную драму. Во-вторых, он был уже занять на съёмках боевика “Сломанная стрела” (Broken Arrow).
Зато повезло, когда сценарий попал в руки к Paramount. Люди с этой студии знали о существовании сценария и, дождавшись истечения прав Warner Bros. на него, тут же перекупили. Так, Уэрб и Коллеари продали свой сценарий два раза. Это редкий случай в индустрии. И сценаристы студии Paramount подчистили сюжет, убрав ненужные и к тому же сильно дорогие футуристические элементы, переведя всё внимание на развитие характеров.
Вообще прародителем человечности в так называемых мужских боевиках считается “Крепкий орешек”. Джон Маклейн приехал в Лос-Анджелес, чтобы помириться с женой. В начале фильма показывают его семью, дети ждут папу, скучают по нему. Хотя основная часть фильма – это перестрелки и прятки в небоскрёбе Nakotomi Plaza, цель приезда Маклейна и его приземлённый внешний вид трогают и располагают к себе, заставляют переживать сильнее и желать ему удачи в спасении заложников.
В новом проекте The Adam Project от Netflix есть трогательная отсылка к уже легендарному боевику. Причём она не играет роли в сюжете. Это просто милое упоминание, которое придумал исполнитель главной роли Райан Рейнольдс. Ему подарили свитшот с принтом, изображающим портрет Николаса Кейджа и подписанный John Travolta. И актёр решил, что этот свитшот будет здорово “засветить” в одной из сцен. (На лекции, которую по сюжету читает отец Адама, одна из студенток сидит в таком свитшоте. Профессор отмечает, что это отличная шутка, указывая на студентку.)
А вот несколько интересных фактов о производстве “Без лица”
1) На главные роли предполагались Арнольд Шварцнеггер и Сильвестер Сталлоне. Это даже забавно, потому что во все идеи боевиков 90х пытались засунуть этих актёров.
По первоначальной задумке и в “Скалу” (The Rock) тоже прочился Арнольд Шварценеггер. Но отказался, ему показалось это неинтересным. И он на тот момент был занят на съёмках “Стирателя” (Eraser).
Да, они были лучшими на тот момент, а вместе их увидеть в одной истории, наверное, казалось неотразимой выигрышной идеей. Коллеари заметил, что фильм бы выиграл от присутствия двух зарекомендовавших себя артистов. Но при всё уважении, трудно представить, как Шварценеггер и Сталлоне подражают манерам друг друга. У Николаса Кейджа и Джона Траволты лучше получилось “Взглянуть на мир глазами своего врага”.
Тем не менее, С.Сталлоне и А.Шварценеггер поработали вместе. В 2010 году Арни мелькнул в режиссёрско-актёрском проекте Слая “Неудержимые” (The Expendables), исполнив камео. В 2013 году вышел фильм “План побега” (Escape Plan), в котором они, объединив усилия, сбегают из футуристической тюрьмы, которую спроектировал герой Сталлоне по сюжету.
2) Своё желание поставить фильм “Без лица” изъявил Роб Коэн (Rob Cohen). Он был подписан занять режиссёрское кресло, когда проект находился в подвешенном состоянии, или в обороте (turnaround). Это фаза в производственном процессе между разработкой концепции и подготовкой к съёмкам, когда возникают проблемы из-за отсутствия помощи извне или внутренней со стороны студийных боссов. Когда проблема разрешается, приходит необходимая помощь, то фильм считается прошедшим оборот. Но пока фильм “висел”, Роб Коэн не стал дожидаться, он взялся за съёмки своего дракоэна “Сердца дракона” (DragonHeart). Хотя сейчас Роб больше известен как автор первого фильма турбо-франшизы Форсаж (The Fast and the Furious).
3) Боссы Paramount не думали, что зрителям понравится концовка, в которой герой усыновляет сына своего врага. Это было частью оригинальной истории Майка Уэрба и Майкла Коллеари. По альтернативной задумке Джона Ву, фильм заканчивался некоторой двусмысленностью – вернулся ли к Еве Арчер её настоящий муж. Фокус-группа на предпросмотрах сочла такой вариант “таксебешным”. Зрители взволновались, а что же случилось с ребёнком Кастора Троя. В связи с такими живыми аргументами от публики, студия собрала деньги, чтобы вернуть актёров для пересъёмок концовки. Поправленный финал вызвал спонтанные искренние аплодисменты у фокус-группы.
4) Джон Ву позволял актёрам добавлять дополнительные штрихи к своим персонажам, чтобы расширить и углубить восприятие. Поэтому они прибегали к импровизации в случаях, когда понимали, что отыгрываемый момент в сценарии того требует. Например, тюремные воспоминания братьев Трой о детских травмах были идеей Алессандро Ниволы и Николаса Кейджа. Или актёры Джина Гершон и Ник Кассаветис (в фильме Саша и Дитрих Хасслеры) своим персонажам добавили странности, включив неподобающие для степени их родства поцелуи. Джон Ву, на фоне своих методичности и рациональности, позволил им пойти на это.
5) Где-то в середине фильма есть эпизод, когда в дом Саши Хасслер (женщины Кастора Троя) врывается ФБР и устраивает перестрелку. По мнению режиссёра, там потребовался очень важный элемент, которого до съёмок не было. Важно было уравновесить хаос от стрельбы миролюбивым элементом. Он уговорил боссов включить рискованный фрагмент с мальчиком, хотя помещать ребёнка в такую обстановку было довольно противоречиво. Боссы всё же согласились, а Ву добавил момент, как Саша надевает мальчику на голову наушники и включает песню “Somewhere over the rainbow”, чтобы он не слышал выстрелов. Эта идея, пришедшая в последний момент, сработала. Несмотря на противоречие и экстравагантность.
Джон Ву имеет свой режиссёрский почерк. Во всех своих фильмах он использует голубей, как символ мира, любови и невинности, “вот почему я люблю иx использовать в своиx фильмаx". Он пережил трудное нищее детство в трущобах. И от побоев и обидчиков прятался в церкви, которая дарила ему успокоение. Став режиссёром, он включает обязательно моменты, с церковью и голубями. В “Без лица” он рисковал потерять такую сцену (кульминационная перестрелка в церкви), включив момент с наушниками, но ему удалось снять сцены так, что ничего урезать не пришлось.
По сей день я поражаюсь невероятной комбинации экшена и человеческих переживаний. Это и было основным крючком: накал страстей, почти родственный тем, которые мне так понравились из бразильских сериалов, вдруг нашёл своё отражение в крутом боевике. При этом сделана мелодрама без перегибов, никто там не плачет ради плача. И даже “талисман” в виде пулевого ранения, который носит на груди безутешный отец, здесь вписан уместно и усиливает впечатление и человеческий подтекст.
***
Здесь я рассуждаю про боевик "Скала" (The Rock):