Найти в Дзене
Ксюшины Сочінѣнія

Природная экспозиция в повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792)

Оглавление
Предположительное изображение Москвы XVIII века.
Предположительное изображение Москвы XVIII века.

Действие повести разворачивается в летнее время 1760 года (про год пишут исследователи).

Рассказчик открывает повествование экспозицией, которая является инструментом выражения сентиментального метода.

  • «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».

Симонов монастырь. Изображение Луи Бишбуа из альбома «Виды Москвы», 1846 год
Симонов монастырь. Изображение Луи Бишбуа из альбома «Виды Москвы», 1846 год
  • «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря».

Рассказчик говорит о Симоновом монастыре. Этот монастырь был основан в 1370-х годах преподобным Фёдором, племянником Сергия Радонежского, при правлении князя Дмитрия Донского.

Дмитрий Донской. Портрет из «Царского титулярника».
Дмитрий Донской. Портрет из «Царского титулярника».

В 1771 году в связи с секуляризационной реформой (реформа 1764 года с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей) монастырь был упразднён Екатериной II. По причине распространившейся в то время эпидемии чумы его преобразовали в изолятор, в котором содержали заражённых людей.

  • «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»

Город и деревенские просторы перекликаются. Сейчас Симонов монастырь находится в Даниловском районе современной Москвы! Представьте себе, раньше это была деревушка близ города, пригород, иными словами.

  • «Внизу расстилаются тучные, густо-зелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулём грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».

Противопоставление алчности города и дзен-буддизма будней рыбаков.

  • «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные».

Это, так называемые, пасторальные мотивы в повести. Карамзин преследует традиции европейской прозы. Влияние древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя» (греч. Δάφνις και Χλόη) Лонга, написанного во II веке, находят в произведении исследователи творчества писателя.

  • «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».

Вот и вся широкая и красивая экспозиция, вмещающая два монастыря (Симонов и Данилов), рощу, реку, поля, пастухов et cetera.

Для чего столь подробно описывать природу?

Стоит сказать, что при описании Карамзин, безусловно, привнёс сильный литературный фильтр и отразил фразу Оскара Уайльда — «Жизнь подражает Искусству больше, чем Искусство самой Жизни» (life imitates art). Он причесал и разукрасил Природу. Роль Природы сводится и к раскрытию душевного настроя героев (Лиза) или контрасту на фоне героя.

Лиза — мать Природа, а Эраст — алчный, ужасный город.

Но почему Природа-Лиза гибнет? Нарастающая индустриализация, цивилизации и другие -ция.

#литература для подростков #сентиментальный роман #сентиментальность #литературоведение #николай карамзин #школьная программа #сочинение егэ #литература #внеклассное чтение