Действие повести разворачивается в летнее время 1760 года (про год пишут исследователи).
Рассказчик открывает повествование экспозицией, которая является инструментом выражения сентиментального метода.
- «Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты».
- «Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря».
Рассказчик говорит о Симоновом монастыре. Этот монастырь был основан в 1370-х годах преподобным Фёдором, племянником Сергия Радонежского, при правлении князя Дмитрия Донского.
В 1771 году в связи с секуляризационной реформой (реформа 1764 года с целью изъятия церковных владений, упразднения части монастырей) монастырь был упразднён Екатериной II. По причине распространившейся в то время эпидемии чумы его преобразовали в изолятор, в котором содержали заражённых людей.
- «Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся!»
Город и деревенские просторы перекликаются. Сейчас Симонов монастырь находится в Даниловском районе современной Москвы! Представьте себе, раньше это была деревушка близ города, пригород, иными словами.
- «Внизу расстилаются тучные, густо-зелёные цветущие луга, а за ними, по жёлтым пескам, течёт светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулём грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом».
Противопоставление алчности города и дзен-буддизма будней рыбаков.
- «На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные».
Это, так называемые, пасторальные мотивы в повести. Карамзин преследует традиции европейской прозы. Влияние древнегреческого романа «Дафнис и Хлоя» (греч. Δάφνις και Χλόη) Лонга, написанного во II веке, находят в произведении исследователи творчества писателя.
- «Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим».
Вот и вся широкая и красивая экспозиция, вмещающая два монастыря (Симонов и Данилов), рощу, реку, поля, пастухов et cetera.
Для чего столь подробно описывать природу?
Стоит сказать, что при описании Карамзин, безусловно, привнёс сильный литературный фильтр и отразил фразу Оскара Уайльда — «Жизнь подражает Искусству больше, чем Искусство самой Жизни» (life imitates art). Он причесал и разукрасил Природу. Роль Природы сводится и к раскрытию душевного настроя героев (Лиза) или контрасту на фоне героя.
Лиза — мать Природа, а Эраст — алчный, ужасный город.
Но почему Природа-Лиза гибнет? Нарастающая индустриализация, цивилизации и другие -ция.
#литература для подростков #сентиментальный роман #сентиментальность #литературоведение #николай карамзин #школьная программа #сочинение егэ #литература #внеклассное чтение