Образование – процесс усвоения знаний, обучение, просвещение [1, с. 131]. В обширном смысле слова образование – процесс или продукт формирования ума, характера и физических способностей личности. В техническом смысле образование – это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие – накопленное знание, ценности и навыки – от одного поколения другому.
Образование подразумевает в основном обучение учеников учителем, а в ВУЗах – студентов преподавателем. В настоящее время право на образование подтверждено национальными и международными правовыми актами, например Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах [2].
Право на образование имеет большое значение. Оно входит в международные стандарты прав человека, что нашло свое отражение в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого» [3, с. 102].
Ч. 1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах гласит: «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира» [4, с. 46].
В ст. 14 Хартии Европейского Союза об основных правах написано: «Каждый человек имеет право на образование, а также право на доступ к системе профессионального обучения и повышения квалификации. Данное право включает в себя возможность бесплатно получать обязательное образование» [5].
В соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования» [6].
Конституционное закрепление права на образование – важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что одним из основополагающих принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является обеспечение права каждого человека на образование.
Реализация права на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
В развитие конституционного права на получение бесплатного высшего образования Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» гарантирует получение на конкурсной основе высшего образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях бесплатно в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
Второе и последующее высшее образование можно получить на платной основе – как в государственном, так и в негосударственном учебном заведении. Федеральные государственные органы вправе обеспечивать в федеральных государственных образовательных организациях организацию предоставления общедоступного и бесплатного общего и среднего профессионального образования.
Совместная декларация министров образования европейских стран, принятая в Италии в г. Болонья 19 июня 1999 г., провозгласила в качестве общих целей «введение в действие системы легко понимаемых и сопоставимых академических квалификаций; внедрение Общеевропейского приложения к диплому о высшем образовании для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования; переход на двухуровневую систему подготовки – бакалавр и магистр; введение системы кредитов по типу Европейской системы зачетных единиц, рассматриваемой в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности».
В сентябре 2003 г. Россия официально присоединилась к Болонской конвенции. В связи с этим в настоящее время в Российской Федерации установлены следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование – бакалавриат; высшее образование – специалитет, магистратура; высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации.
В Российской Федерации «обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» [7, с. 51].
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», ст. 2, ч. 1, «образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».
Право на образование анализируется как конституционное, основное, естественное право человека. В Российской Федерации вышел Указ Президента РСФСР от 11 июля 1991 г. «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» [8]. В соответствии с этим указом предусмотрен целый комплекс организационных и правовых мер, направленных на укрепление материально-технической и социальной базы образовательных учреждений и на повышение уровня государственной социальной защиты работников сферы образования, учащихся, студентов, аспирантов.
Право каждого человека на образование закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. в п. 1 ст. 26: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным» [9, с. 300].
Таким образом, конституционное право на образование по своей природе является субъективным правом личности, поскольку представляет собой реально существующую, гарантированную государством и международным сообществом фактическую возможность лица обладать и пользоваться знаниями, умениями и навыками в целях повышения своего культурного уровня личных интересах и в интересах всего общества [10].
Библиографический список
1. Ушаков Ф. Ф. Большая советская энциклопедия. – М.: Сов. энцикл., 1969-1978. – 363 с.
2. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Образование.
3. Минаев А.В., Дубровский О.Н. Криминология: учеб. пособие. – Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2011. – 244 с.
4. Образовательное право: учебник для академического бакалавриата / А.И. Рожков [и др.]; под общей редакцией А.И. Рожкова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 349 с.
5. Хартии Европейского Союза об основных правах от 12 декабря 2007 года // Законодательство ЕС. – 2007.
6. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
7. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Г.Д. Садовникова. – 10-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во Юрайт, 2016. – 194 с.
8. Указ Президента РСФСР «О первоочередных мерах по развитию образования в Российской Федерации» от 11 июля 1991 года // Ведомости СССР. – 1991. – № 47. – Ст. 1123.
9. Уголовно-исполнительное право: учебник для бакалавриата и специалитета / И.Я. Козаченко [и др.]; под редакцией И.Я. Козаченко, А.П. Деткова. – М.: Изд-во Юрайт, 2019. – 408 с.
10. Минаев А.В., Эртине К.К. Государственная политика России в области национальной безопасности // Право и государство: теория и практика. – 2013. – № 9 (105). – С. 129- 133.
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43123275