Найти в Дзене

Как учить новые английские слова, чтобы они запоминались.

Оглавление

Если вы когда-нибудь учили иностранный язык, вы наверняка сталкивались с тем, что вчера слова выучили, а сегодня, как белый лист. Многие сетуют на память и на неспособность к языкам. А проблема обычно кроется совсем в другом - вы просто учите слова неправильно.

1. Списки слов бесполезны

Я знаю, как все любят списки. "50 синонимом к слову beautiful", "100 основных глаголов английского языка", "100500 идиом". Они так приятны глазу. Вот смотришь на них и все так упорядоченно, красиво. Душа радуется. Жаль, что они совершенно бесполезны. Почему? Потому что даны без контекста! Слова, которые мы учим без контекста не запоминаются. Что такое контекст? Это ситуация или тема (тот самый пресловутый topic), который создают в нашей голове картинку и ассоциации. Одно цепляется за другое и представляет единую картину. Связи слов в списках недостаточно, чтобы их запомнить. Если только это не список слов к тексту или видео, с которыми вы углубленно работаете.

ПРАВИЛО 1: Слова учим в рамках определенной темы и/или ситуации. Например, тема: "Daily routine", ситуация: "In a shop".

2. Учим словосочетания вместо отдельных слов

Словосочетания запоминаются легче и позволяют сделать речь более беглой. Это логично. Вместо отдельного слова, у вас в голове возникает целый блок и вы его произносите гораздо быстрее, чем, если бы искали каждое слово отдельно.

Представим, что вы выучили глагол "achieve" ("достигать"). Чаще всего он используется с существительным "goal"("цель"). А слова goal, вы не знаете. И тогда "achieve" вы будете использовать крайне редко или не использовать совсем и оно постепенно забудется. Поэтому учим сразу "achieve a goal" и используем их словосочетанием.

Таких примеров много. Поищите в интернете collocations, и увидите какие словосочетания вам пригодятся.

ПРАВИЛО 2: Учим слова блоками.

3. Интервальное повторение

Сейчас стало модно использовать этот термин, как что-то новенькое, но, на самом деле, Г. Эббингауз еще в конце 19-го века вывел "кривую забывания", из которой стало понятно, что чтобы не забывать, нужно повторять.

Интервальное повторение сводится к тому, что весь выученный материал нужно повторять. Безусловно есть рекомендованные интервалы повторения - через 8 часов, сутки, три дня, неделю и т.д.- но в реальности нужно быть невероятным педантом, чтобы так делать. По моему 19-летнему опыту преподавания могу сказать, что достаточно просто периодически возвращаться к пройденному материалу.

Вы наверняка замечали, что, когда выучиваете слово, а потом оно вам случайно где-то встречается, вы его запоминаете гораздо лучше. Во-первых, вы его повторяете, а во-вторых, эмоционально реагируете на эту встречу. И тут можем перейти к пункту 4.

ПРАВИЛО 3: Регулярно повторяем то, что выучили. Стараемся сталкиваться с этими словами в разных источниках.

4. Эмоции превыше всего

Знаете, почему ваш учитель английского постоянно просит вас придумывать примеры о себе с новыми словами? Чтобы вы склеили слово с эмоцией. Какая это будет эмоция не так важно. Это может быть и радость, и грусть, и стыд.

Давайте на примере. Недавно был у меня такой диалог с учеником. Я работаю только со взрослыми, поэтому такие примеры уместны. Мы проходили тему "Memory", в которой было задание на перевод. "Мемориал был воздвигнуть в 1960 году". Студент перевел: "The memorial was built in 1960". Но was built меня не удовлетворило. Я начала настаивать на "воздвигнут". Намекала: "его воздвигли и он стоит". Безрезультатно. Пришлось сдаться - "was erected". Надо ли говорить, что повторять это слово будет совсем необязательно. Ассоциация + сильные эмоции сделали свое дело. Запомнилось намертво.

Правило 4. Связывайте новые слова с эмоциями. Читайте с ними мемы, придумывайте смешные, тупые, абсурдные, стыдные ассоциации. Придумывайте с ними примеры, связанные с вами.

5. Выводите в речь

Выучить слова мало. Нужно их вспоминать, когда говорите. Это же конечная цель, правильно? А для этого надо, как минимум, чтобы было куда выводить, т.е. речь. Дам совет, который на днях дала ученице и она подтвердила, что эта техника работает отлично.

Берете слова, которые вам нужно выучить. Обычно за неделю это 10-20 слов. Вывешиваете этот список на видное место. Выделяете маркером три слова, которые будете учить сегодня. И в течение дня держите их в голове. Повторяете, придумываете свои примеры. Дальше придумываете ситуацию, в которой можете их использовать. Проговариваете вслух диалог на английском, в котором используете эти слова. Моете посуду и проговариваете вслух свои реплики. Гуляете и проговариваете. На следующий день отмечаете маркером другого цвета три новые слова и делаете то же самое.

Так же можно участвовать в разговорном клубе и фокусироваться на этих словах, когда общаетесь с собеседником.

ПРАВИЛО 5: Фокусируетесь на новых словах. Осознанно используете в речи. Держите в голове то, что учите. Придумываете ситуации и контексты, когда эти слова уместны.

Напишите в комментариях, на сколько для вас была полезна эта статья.