Найти тему
Александр Матусевич

ВОКАЛЬНЫЕ ЦИКЛЫ ТРЕВОЖНОГО ВЕКА

В Москве завершился Третий зимний международный фестиваль искусств Юрия Башмета, закольцевав все музыкальные праздники, организованные маэстро в разных городах страны

Наиболее известен Зимний фестиваль Башмета в Сочи, который прошел в феврале уже в пятнадцатый раз. Но кроме него есть и другие фестивали уже с продолжительной историей – в Ярославле, Хабаровске, родном для Юрия Абрамовича Ростове-на-Дону. Московский фестиваль самый молодой из них, но в силу столичного статуса – наверное, самый представительный по числу участников, разнообразию программ, да и продолжительности.

В этом году Башмет-фестиваль охватывает семь концертных площадок Москвы и включает в себя двенадцать музыкальных и музыкально-театральных вечеров. По традиции синтез искусств, который всегда привечает Башмет, царит практически в каждой программе фестиваля. Особенно ярко он заявлен в театральных вечерах, где объединены драматические актеры и музыканты (и солисты, и башметовские коллективы) – в «Современнике» играли спектакль «Не покидай свою планету» по «Маленькому принцу» Экзюпери с Константином Хабенским, в «Геликоне» – «Корабль влюбленных», в филиале Малого театра на Ордынке – «Кроткую» по Достоевскому с Сергеем Гармашем, в Большом зале консерватории – моноспектакль «Шостакович. Шекспир. Гамлет» с Евгением Мироновым. Нашлось место и театру сугубо музыкальному – в «Зарядье» была дана бессметная «Волшебная флейта» Моцарта в постановке Павла Сафонова и с маэстро Юстусом Францем за дирижерским пультом.

Среди чисто музыкальных событий выделяются концерты, обильно украшенные звездной вереницей солистов – уже выступили певцы Рене Папе и Богдан Волков, валторнист Радован Влаткович, скрипачи Клара Джуми Кан, Е Юн Чой и Сергей Крылов, трубач Сергей Накаряков, гобоист Альбрехт Майер, арфист Ксавье Деместр, пианисты Ксения Башмет и Борис Березовский, дирижер Олли Мустонен. Кульминационной точкой фестиваля можно назвать концерт в Зале Чайковского – в день рождения маэстро 24 января: это уже многолетняя традиция для Башмета – встречать свой день на сцене, собирая интересных исполнителей и играя интересную музыку – как популярную, так и неожиданную.

Московский фестиваль проводился главным образом в январе – начале февраля, когда еще была возможность обильно украсить его афишу многочисленными иностранными участниками. Но один из концертов фестиваля из его графика выпал по объективным причинам – и состоялся уже только сейчас, в начале апреля – и понятно, что уже без участия знаменитого английского тенора Йэна Бостриджа. Его заменил солист Большого театра России Максим Пастер. Все остальное было соблюдено, как заявлено – прославленный российский бас Ильдар Абдразаков, оба башметовских коллектива – «Новая Россия» и «Солисты Москвы» - и сам маэстро за дирижерским пультом.

Программа финального вечера оказалась глубокой, философской и достаточно мрачной – в целом созвучной настроениям в публике, соответствующим историческому моменту. Прозвучали сочинения 20 века – вокальные циклы Шостаковича и Бриттена, а также 8-й квартет Дмитрия Дмитриевича («Памяти жертв фашизма и войны») в версии для струнного оркестра. Инструментальное сочинение венчало собой вечер в Зале Чайковского и как бы ставило многозначительное многоточие в эсхатологических размышлениях, что были присущи двум вокальным циклам, которые, конечно, составляли самую манкую для публики часть программы – на нее она собственно и шла.

В первом отделении Ильдар Абдразаков исполнил в сопровождении «Новой России» Вокальную сюиту на слова Микеланджело – одно из последних сочинений советского классика (1974), в котором Дмитрий Дмитриевич много размышляет о жизни и смерти, явно концентрируясь на думах о последней. Тягостный колорит сочинения не помешал насладиться великолепным уровнем вокала солиста – даже наоборот, непревзойденное вокальное мастерство Абдразакова способствовало тому, что от публики не ускользнули глубокий смысл и тонкие краски этого сочинения, в котором надрыв и безысходность сочетаются с тонкой звукописью. Певец был великолепен как в буйных кульминациях, демонстрируя мощь и объем своего инструмента, так и особенно на тончайших пианиссимо и мецца-воче, которые звучали сокровенно и завораживающе. Одиннадцать вокальных сонетов сюиты словно демонстрировали калейдоскоп впечатляющих вокально-артистических способностей мастера, складываясь в цельную мозаику исповедального пения. «Новая Россия» под водительством маэстро Башмета постоянно находилась с Абдразаковым в напряженном и очень выразительном диалоге-поединке – сложившийся ансамбль был поистине достоин самого произведения, обладающего необыкновенной силой высказывания.

Во втором отделении Башмет предложил своего рода контраст – бриттеновские «Озарения», довоенный опус (1940), куда более светлый, мирный и ненадрывный, хотя также пронизанный настроениями грусти. Поэзия француза Артюра Рэмбо словно запрограммировала и музыку – в ней много импрессионистских красок, Бриттен будто продолжает линию Дебюсси, не теряя, конечно, при всем том своей особой и неповторимой индивидуальности. «Канторский» тенор Максима Пастера идеален для нежных красок «французского» цикла, для его полутонов и светотени – даже, когда приходит время экспрессивным кульминациям, они звучат утонченно, не жирно и в известной степени меланхолично. Вокальная форма габтовского солиста также оказалась на высоте – подобно Абдразакову, но в собственной манере, он сумел донести до слушателя смыслы и настроения глубоко личностного высказывания великого Бриттена. Достойный диалог с ним маэстро Башмет выстроил уже в союзе в камерными «Солистами Москвы»: ансамбль отличала гармоничность и внимание к деталям.

6 апреля 2022 г., "Играем с начала"