Найти тему
Бард-Дзен

Крылатая песня от КРЫЛЬЕВ

Собственно, ансамбль «Крылья» - это старшая группа клуба Соло-Арт из Екатеринбурга. Говорить о нем отдельно от всего клуба, конечно, можно, но многое из того, что о нем можно сказать придется повторять и в разговоре о самом клубе, конечно. А повторяя, непременно выйдешь еще и на рассказ о руководителе этого огромного клуба Ольге Платоновой.

Сейчас некоторые из этих статей еще и обрабатываются для эфира Бард-Радио. Если не ошибаюсь, уже на следующей неделе пойдут передачи и там, и я подумал, что об Ольге неминуемо придется делать отдельную и весьма большую статью. Да еще и не одну, потому что для меня Ольга не только руководитель Соло-Арт, и даже не столько. Я познакомился с ней в далеком 2003 году, когда они в дуэте с еще одной прекрасной руководительницей еще одного прекрасного клуба Натальей Кармановой (Ныне Овчинниковой) играли у нас в Бард-кафе сольник. И этот сольник потом был издан на диске под названием Белый ветер. Кстати, с той поры в Перми этот дуэт и называют так – дуэт Белый ветер. И Ольга в этом дуэте не только в качестве исполнительницы, примерно половина их репертуара – авторские песни Ольги Платоновой. Жаль, конечно, что видео с тех времен не сохранилось, но я постараюсь показать вам хотя бы сами песни. Ну, прикрою фотографией участниц дуэта, да и будет здесь видео.

Но это я отвлекся. Будем считать это отвлечение анонсом будущей большой статьи, радиопрограммы и даже подкаста. И вернемся к нашим КРЫЛЬЯМ.

В этом году у КРЫЛЬЕВ в программе нашего гала-концерта звучало две песни, да еще в нескольких номерах от Екатеринбурга девчонки всем составом тоже пели и играли, но уже под общим названием концертного ансамбля студии Соло-Арт. И здесь история точно такая же, как и у универовской МайНы – номера КРЫЛЬЕВ идеально легли в сюжет программы нашего концерта. Ну, с финальной песней, «Музыкой» Сергея Фещенко вообще все понятно. После довольно сомнительных по качеству записей иногородних участников во второй части программы КРЫЛЬЯ вернули зрителям ощущение цельности нашего концерта, а еще и поставили жирнющую смысловую точку. Причем не только за счет самого содержания песни, а еще и за счет изысканного и очень эмоционального исполнения. Этот образ в зрительских головах неминуемо распаковывается в ощущение огромной поющей страны, с невероятно талантливой молодежью. А ведь, собственно, для этого мы и работаем! Для этого и проводится и сам фестиваль ЗЕЛЕНАЯ КАРЕТА.

Ну а если говорить о Болдыревской «Девочке Иштар» - тут тоже очень удачное попадание в программу. В этом месте в концерте появляются тревожные нотки, звучат несколько песен если не военной тематики, то уж гражданского звучания точно. И, разумеется, КРЫЛЬЯ в этом эпизоде концерта оказались незаменимыми.

Однако и само решение этой песни намного интереснее простого соответствия контексту концерта. У меня есть две записи этой песни. Одна записана у нас во время гала-концерта, а другую они прислали в качестве заявки. У себя они первый вокализ отдали руководительнице, и он, конечно, просто прекрасен. Но там Ольга играет за кадром, иногда случайно попадая на экран то рукой, то головкой грифа скрипки. В нашем варианте вокализ был полностью отдан маленькой Анфисе Брызгаловой. По картинке, разумеется намного лучше, да и по смыслу самого решения тоже, но, положа руку на сердце, Анфиса при всей своей невероятной крутости (а она же еще и автор в своем юном возрасте) вывозит не все. Им пришлось немного упростить вокализы, и это немного упростило и саму песню. Что поделаешь, петь как Ольга вообще мало кто умеет. Я покажу в финале этого текста выступление ансамбля Соло-Арт на Покровских воротах, чтобы было понятно, о чем это я.

Но даже при том, что Анфиса не так круто справляется с вокализом, как ее руководительница, песня звучит невероятно мощно. И все основные резоны сделать именно такое решение этой песни видны невооруженным глазом. Давайте поиграем эту песню, а затем я расскажу, чем именно меня это решение зацепило и по сей день не отпускает. Причем, на сей раз я поставлю нашу запись. Из концерта.

Если кто-то не помнит, Иштар – это античная богиня любви и плодородия малоазиатского региона. Кстати, ей и в Египте тоже поклонялись, одни греки разделили этот образ на две составляющие, на Афродиту и Персефону, что еще более знаково, ибо Персефона отвечала не только за урожаи и приход весны, а еще и царствовала в Аиде с момента сбора урожая до следующей весны. И никому до Екатерины Болдыревой не приходило в голову вообразить Иштар девочкой. Просто девочкой, а не грозной богиней, властительницей и над любовью, и над смертью.

Ну а КРЫЛЬЯ еще и сделали этот образ зримым, и девочка Анфиса в роли девочки Иштар невероятно серьезна, и очень старается. Ну, а потрясающе драйвовая аранжировка уже дополнительно рассказывает нам историю, которой нет ни в учебнике истории религий, ни в самой песне Екатерины Болдыревой. И тревожность и почти рок-н-ролльная мощь исполнения только усиливает ощущение, что никакие предупреждения и советы юной Иштар впрок не пойдут. Все будет как будет. И любовь будет огромной как сам мир, и смерть будет такой же, ибо нет без смерти возрождения, а значит и плодородия тоже нет.

Я не уверен, что именно так придумывали свою аранжировку девчонки вместе с руководителем, но для меня получилось именно так. И этот вариант известной песни надолго останется для меня примером очень многомерной и объемной работы над песней вообще.

Да, и вот еще что просто необходимо отметить, рассказывая об этом ансамбле, и даже о самом клубе тоже. То, что там здорово работают с решениями и аранжировками – это уже никому доказывать не нужно, но вот как они работают с точностью и синхронностью – это что-то невероятное. Во многих своих номерах ансамбль Соло-Арт выходит в огромных составах. По ощущениям там десятка два вокалистов и полтора десятка гитаристов. А в песне, которой я хочу сегодня закончить, еще и четыре скрипачки. Но, Боже! Как точно и как будто один музыкант со странным многоголосым инструментом они играют!

Для песни Владимира Высоцкого «Мужчины ушли» они сделали такую удивительную аранжировку, в которой самый минимум инструментальных партий – шумовые эффекты, очень аскетичное гитарное сопровождение, буквально соло на одной струне, скрипки в основном на пиццикато. Все сделано так, что для исполнения нужно максимум два музыканта. А они огромной толпой! И каждая нотка звучит, и никакого мусора, и аккорды, которые играют разом полтора десятка гитар звучат как будто сыгранные одной, но очень большой гитарой. Это что-то невероятное.

И – вишенка на торте! Ну, я обещал об этом сказать обязательно. Когда в самом финале Ольга оборачивается в зал и поет одну единственную строку, это – действительно сводит весь номер воедино. Так поют очень немногие, так почти никто не аранжирует. А все это вместе говорит о всей команде что-то такое, что и в словах-то не передать, но для всех совершенно очевидно.

Ну и, разумеется, знак-то фирменный тут более чем уместен #критика с любовью