Найти тему

Успешный бизнес или конкуренция: как развиваются два формата в одной франшизе?

Первый магазин-ресторан #Жизньмарт открыт 5 марта 2019 года в Екатеринбурге, спустя 3 года сеть разрослась до сети из более чем 40 магазинов большого и мини-формата.

Зачем разделять #франшизу на магазина на два формата? Кому это выгодно? И какой формат выбрать потенциальному #франчайзи? Рассказывает Ксения Лысенко - директор по франчайзингу Жизньмарт.

С чего все началось? Откуда возникла идея магазина?

Мысль о создании продуктового магазина-ресторана возникла из-за недовольства нынешними стандартами продуктовых магазинов. Торговые сети сильно увлеклись ценовыми войнами, забыв о качестве, пользе продуктов, удобстве и ассортименте. В супермаркетах переизбыток всевозможного товара, но чтобы сделать выбор необходимо потратить уйму времени. Чтение ценников, контроль сроков, проверка составов — поиск качественных продуктов становится задачей повышенной сложности.

Формат Жизньмарт нацелен на решение этих вопросов.

В чем разница форматов: большой и мини? Они появились одновременно?

Сначала пришла идея открыть #магазин большого формата. Во время открытия остальных магазинов по франшизе, мы увидели, что среди покупателей очень много офисных сотрудников. Магазин удобен, так как в нем всегда можно приобрести готовую еду ресторанного качества и напитки. Мы решили, что стоит рассмотреть вариант мини-формата рядом с бизнес-центрами и торговыми центрам, преимущественно с готовой продукцией. На помощь к нам пришла Мария Кленовская, которая возглавила этот проект и помогла его продвинуть.

Сейчас у нас поменялось представление о том, что такое мини-формат — это не только для торговых и бизнес-центров. Мы отталкиваемся от определенного метража, количества оборудования. Мини-формат может открыться не только в месте с большим трафиком, но и в новых жилых районах, которые еще не заселены полностью и не смогут обеспечить выручку для магазина большого формата. Площадь магазина: мини — 20-80 кв м, большой — 100 и более кв.м.

Чем же они отличаются?

Первое отличие — у мини-формата нет доставки, а в большом #доставка есть, доставку осуществляют сами сотрудники магазина — продавцы. Это различие экономически и стратегически важное. Во-первых, это не размывает форматы магазинов. Во-вторых, мини-формат подразумевает меньшее количество сотрудников на смене, соответственно все сотрудники работают в зале, а на доставке от магазина потребуются дополнительные силы. Увеличение числа сотрудников увеличивает и фонд оплаты труда.

И главное отличие — #ассортимент. У мини-формата это преимущественно готовая еда, чтобы гость мог быстро приобрести, поесть (eat to go). А у большого формата есть как готовая еда, так и продукты для готовки дома. В каждом большом магазине широкий ассортимент бакалеи, овощей и фруктов, мясной продукции, молочной продукции.

Как формируется управляющая компания? Она единая или это две команды?

У большого и мини-формата 2 разные команды и у каждой свой генеральный директор, свои топ-менеджеры и свои сотрудники. Так как изначально был лишь большой формат, то команда мини использовала ресурсы своего “большого брата”. Со временем штат начал расширяться, так как потребовалось больше сил и людей.

С точки зрения формирования команд, я бы сказала так: есть общие ценности, настроения и цели компании и они одинаковы для форматов, но у всех есть свои фишки формата и управления командой.

Стиль управления командами различен. Например, у большого формата четкая структура и иерархия. У мини-формата структура горизонтальная, то есть все сотрудники решают все вместе. Я работаю с двумя командами и я бы сказала, что если соединить обе команды, то наши #скилы на 100 % прокачаны и профессиональны, а по отдельности команда большого формата — это хард-скил, а мини — софт-скил.

Безусловно, между командами есть момент соперничества. Были прецеденты, когда произошло четкое деление управляющей компании, так как два генеральных директора искали общий язык, этот шлейф существовал…

Сейчас для нас приоритет №1 — это чистая прибыль наших франчайзи, поэтому мы пришли к выводу, что нужно делать все, чтобы развивать их, а не заниматься конкуренцией.

Еще один момент, который вызывал вопросы, — франчайзи большого формата начали задумываться над открытием мини-формата. Возникал вопрос, почему франчайзи открывают мини и почему партнеры из мини не открывают магазины большого формата. Но мы преодолели эту проблему. Мы создали комиссию по согласованию форматов, которая принимает решение по взаимодействию с партнерами и снимает все напряжения с УК.

Сейчас у нас есть партнеры, у которых есть магазины и большого и мини-формата. Соответственно, они остаются в сети и продолжают открывать магазины исходя из подбора наиболее удачной локации. Поэтому нет смысла говорить о преимуществах той или иной УК. Далее мы объединили отдел продаж — наши менеджеры смогут грамотно ответить на вопросы по открытию магазинов большого и малого формата. Если будущий партнер не знает, какой формат он хочет открыть, то у менеджера нет интереса его склонить к какому-то конкретному формату и он действует исходя из интересов предпринимателя. Благодаря этому нам удалось реализовать направленность в сторону партнера. И последний момент — к нам зашли партнеры из других городов, которые совсем не видят разницы между УК и хотят развивать бренд «Жизньмарт» — это тоже можно считать объединяющим моментом.

Еще у нас есть 2 коммерческих отдела и 2 коммерческих директора, которые занимаются одинаковыми позициями. Я считаю, такой анализ необходимо проводить не в рамках конкуренции, а в рамках поиска преимуществ, чтобы улучшить работу в целом. И если у вас есть идея, сделать в своей компании точно так же, то, нужны сильные лидеры, которые смогут отстаивать интересы, но при этом держать баланс в компании.

Может ли один формат существовать без другого?

Эта синергия дает эффект значимости и узнаваемости #бренда, чтобы люди начали говорить о магазинах. Чтобы открыть один магазин большого формата нужно большое количество сил и денег, а также крутая локация, а это не всегда возможно. Когда у нас есть варианты поставить мини-формат, то мы получаем очень высокую лояльность и узнаваемость.

_________________________________________________________________________________________

Чтобы узнать о франшизе больше - переходите по ссылке и подписывайтесь на наш канал.

__________________________________________________________________________________________

-3