Найти тему
18,6K подписчиков

Шахтер, уничтоживший 348 фашистов

190 прочитали

Об этом снайпере-сибиряке практически нет информации в сети, хотя на своем счету он имел довольно внушительный счет уничтоженных фашистов.

Известно, что родился он в 1918 году на станции Сон Красноярского края, работал шахтером в тресте «Хакасуголь»...

Об этом снайпере-сибиряке практически нет информации в сети, хотя на своем счету он имел довольно внушительный счет уничтоженных фашистов.

Он был простым шахтером, совсем незаметным в Черногорке. Когда раздались первые выстрелы на западе и немцы вторглись на советскую землю, молодой горняк Иван Летуновский, не дожидаясь призыва, сказал:

— Мое место на фронте, пойду добровольцем.

И ровно через день:

— Прощай, родная шахта, до свидания дорогие друзья!

...

— Будь героем! Желаем счастья военного,

— говорили ему вслед.

Так в июле 1941 года парень из шахтерского города Иван Летуновский сменил шахтерскую кайлу на винтовку.

17 месяцев борьбы с бандами фашистских головорезов. За это время Летуновский возмужал, закалился, познал жизнь. Его имя стало хорошо известно не только в Черногорке, но и во всей Хакассии. Это по его призыву горняки угольных шахт соревновались — кто больше выдаст угля на-гора, это он своими героическими подвигами на фронте вдохновлял черногорцев на самоотверженную работу в тылу.

Ha-днях отважный воин Красной Армии прибыл на отдых в свой родной шахтерский город. На его груди — гвардейский знак, орден «Красной звезды» и медаль «За отвагу».

Из наградного листа о представлении к ордену Красной Звезды гвардии красноармейцу Летуновскому Ивану Николаевичу, снайперу 92-го гвардейского стрелкового полка 28-й гвардейской стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. Даты подвига: 05.08.1942-20.09.1942. Дата документа: 08.10.1942. Источник: pamyat-naroda.ru
Из наградного листа о представлении к ордену Красной Звезды гвардии красноармейцу Летуновскому Ивану Николаевичу, снайперу 92-го гвардейского стрелкового полка 28-й гвардейской стрелковой дивизии Северо-Западного фронта. Даты подвига: 05.08.1942-20.09.1942. Дата документа: 08.10.1942. Источник: pamyat-naroda.ru

На его счету — 348 уничтоженных фрицев! С фронта т. Летуновский возвратился членом Всесоюзной Коммунистической партии большевиков. В беседе с нашим корреспондентом он рассказал:

«...Вспоминаю первые фронтовые дни. Мне вручили снайперскую винтовку. Командир подразделения говорил: «Бей, Летуновский, немцев без промаха, бей прямо в сердце немца — зверя». Напутствие командира стало для меня законом. Я овладевал военной техникой и безжалостно истреблял гитлеровцев.

Попросил к себе в ученики рядового бойца Михаила Фомина. Вместе с ним мы ходили «на охоту». Овладев искусством снайпера, мой друг убил 62 фрицев.

За отличие в боях наша часть удостоена звания Гвардейской части.

В моей памяти много боевых эпизодов. О самом интересном мне хочется вам рассказать:

...Однажды лежу я в засаде, из блиндажа вышел фриц, сел на землю, спиной к дереву прислонился и так усердно стал руками размахивать, что даже у меня в глазах зарябило.

Чтобы это значило? — интересуюсь. Сверился через оптику. Вижу в зубах у фрица трубка. Тут я сразу понял: портит фриц спички, полкоробка извел, а все прикурить не может.

— Надо дать ему прикурить! — Решаю. — Чего фрицу мучиться?

А «зажигалка» у меня добрая, безотказная. Прицелился я и подбросил огоньку. Упал фриц, поблагодарить даже не успел.

За активную работу по истреблению фрицев правительство наградило меня орденом «Красной Звезды» и медалью «За отвагу».

В последние дни, когда я лежал в госпитале, мне сестра вручила письмо из части, где я служил. Письмо прислал сам начальник штаба т. Павлович. В нем я узнал радостную весть: командование представило меня к третьей награде. Это меня ко многому обязывает.

Я с гордостью ношу звание фронтовика. Самая большая моя радость это бить немцев»

(1943)

☆ ☆ ☆

17 февраля 1943 года Иван Летуновский был ранен в левое плечо разрывной пулей. После лечения в госпитале и 45-дневного отпуска был демобилизован по ранению. Вернувшись в родной Черногорск, работал заведующим военным отделом в Черногорском ГК ВКП (б)...

Об этом снайпере-сибиряке практически нет информации в сети, хотя на своем счету он имел довольно внушительный счет уничтоженных фашистов.-3