Хотя и шкафом–то его в привычном звучании слова назвать сложно. Скорее, это архитектурная конструкция. Высокохудожественная, выполненная в неорусском стиле. И узкоспециализированная: для хранения сочинений Льва Николаевича Толстого – и ничьих больше!
Критик В. Стасов для характеристики этого удивительного предмета вспомнил старинное слово «книжница». Создавалась «книжница» для Всемирной выставки в Чикаго 1893–го года, а через год красовалась в Антверпене на аналогичной широкомасштабной экспозиции. По мысли создателей шкафа, он должен был воплощать достижения русского гения в литературе, архитектуре, столярном искусстве и других творческих областях.
Для воплощения задумки в дереве, понятно, привлекались серьёзные творческие силы. Стоит познакомиться с ними поближе.
Иван Павлович Ропет (Петров), выходец из скромной семьи фабричного мастера, рано остался сиротой. Его воспитал и дал образование дядя. В благодарность за это Иван сменил отчество Николаевич на Павлович. А из простой русской фамилии Петров создал почти анаграмму – Ропет, проявив свойственный ему во всём творческий подход.
Пройдя обучение у известного сторонника фольклорности в архитектуре Алексея Максимовича Горностаева, Иван стал одним из создателей «русского стиля», на смену которому пришёл модерн. Правда, отношение к его творчеству было двоякое. Одни считали Ропета провозвестником будущего. Другие – стилистом и подражателем, пустив в обращение словечко «ропетовщина».
Оказавшись архитектором Русского павильона в Чикаго, Ропет задумал книжницу сделать своеобразным ключом к отечественной экспозиции.
Украсившие книжницу пирографические портреты Толстого исполнила вдова капитана 1-го ранга Татьяна Борисовна Семечкина. Дочь Бориса Карловича Данзаса, брата лицейского товарища А.С. Пушкина и секунданта на его дуэли, Константина Карловича, она стала хранительницей пушкинских реликвий, в число которых входила и посмертная гипсовая маска поэта.
За основу для выжигания Татьяна брала работы И.Е. Репина «Портрет писателя Л.Н. Толстого, 1887», «Лев Николаевич Толстой в комнате под сводами», «Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу» и другие.
Венчает правую часть шкафа – деревянная копия скульптуры И.Я. Гинзбурга «Л.Н. Толстой за работой», оригинал которой можно увидеть в музее писателя на Пречистенке.
К сожалению, неизвестно, как сам Лев Николаевич отнёсся к чудо-шкафу. Как нет и информации о мастерской резчика А.В. Шутова и о нём самом.
А сам шкаф-книжница представлен в экспозиции музея «Центр искусств. Москва» на Волхонке.
Читайте также:
Кто первым нарисовал Бабу-Ягу? (О художнице Елене Поленовой)
"Наша Бёмиха" (Об авторе знаменитых открыток)
Как видите, мы сдержали слово, данное в заголовке!