Очень люблю читать рассуждения по теме «ребенок должен превозмогать». Список превозмогаемого очень обширен.
Ребенок должен превозмогать лень. Ребенок должен превозмогать усталость. Ребенок должен превозмогать собственное нежелание заниматься тем, к чему душа не лежит.
При этом в «превозмогание» валят, без разбора, все подряд. Учебу в школе, мытьё посуды и дополнительные занятия чем-то, что ребенку вообще неинтересно, но родителям хочется, чтобы он занимался.
Но, простите-извините, это разве не разные категории?
Получение образования — это не только право, но и обязанность, причем как ребенка (он обязан учиться), так и родителей (в их обязанности входит обеспечить ребенка возможностями учиться). Без образования нет какого-либо будущего, так что превозмогать тут хочешь не хочешь, а придется. Обязанность. Пусть и с отсроченным получением результата.
Домашняя работа — это опять-таки, обязанность, но возложенная не государством, а семьёй. И необходимость этой обязанности легко объяснима: каждый член семьи выполняет посильный труд для того, чтобы все они жили комфортнее. Опять таки, «превозмогание» тут ко всеобщей (в том числе и детской, пользе, так что оно понятно).
А вот дополнительные занятия…
Тут в теме о музыке написали — что даже если ребенку не хочется, а родители считают важным, он обязан побороть лень и нежелание и заниматься. «Превозмогать». Это, мол, развитие.
Но экстраполировать можно на что угодно.
И в связи с этим возникает вопрос: а какое развитие? Ну, в общем, какой практический толк вот именно в этой категории «превозмогательства»?
Никаких достижений «для себя» ребенок не совершает. Для него вся борьба с собой, со своим нежеланием этих занятий, с ленью, как это именуют родители, проходит под девизом «поскорее бы всё закончилось». У него, чаще всего, нет даже желания родителей порадовать. Потому что ассоциирует он эту принудиловку с каторгой, и при этом никакой «плюшки» в будущем, никакого приза, никакой цели, ради которой надо себя заставлять работать, нет.
Если совсем схематично, получается: учишься в школе ради того, чтобы не нищенствовать во взрослой жизни, моешь посуду или выносишь мусор для того, чтобы грязью не зарасти, а дополнительные занятия… Если тебе не хочется, то ради чего?
И какая, простите, может быть мотивация для них?
ЗЫ. Это я не к тому, что на дополнительное образование ребенка надо забить. Нет. Наоборот, оно очень важно. Просто ориентироваться надо не на свои хотелки, а на увлечения ребенка. И про «превозмогать» стоит позабыть. Работать над собой, стараться, напрягаться любой человек, и взрослый, и маленький, будет только в одном случае: если это для него самого важно…