Японский писатель Харуки Мураками – пожалуй, самый известный азиатский автор на мировом литературном рынке. Его произведения отличаются весьма своеобразным сочетанием элементов восточной философии и фактов из западноевропейской и американской жизни, которое придает его историям интеллектуальную пикантность. Последняя новинка Мураками – сборник рассказов «От первого лица», который включает восемь сюжетов в стиле сюрреализм и постмодернизм.
Литературные критики и читатели уже успели оценить эту книгу. Судя по большинству отзывов, произведение Мураками полностью оправдало ожидания поклонников автора. Главные изюминки стиля писателя – недосказанность, загадочность, легкий абсурд на грани реальности и мистики присутствуют в книге в полной мере. Сборник написан в модном жанре автофикшн, который предполагает раскрытие внутреннего мира персонажа (автора) через эмоции, воспоминания, мечты и сны при максимальном внимании к повседневной жизни и отсутствии внятного линейного сюжета.
Эти широкие рамки раскрепощают молодых и неопытных авторов, но под пером Мураками даже туманные флешбеки приобретают стройность и логику. Автор не зацикливается на своей особе – он расширяет рамки повествования и поднимает их до уровня философских обобщений. Мураками – тонкий психолог, и поэтому он не ограничивается описаниями эмоций и чувств своих персонажей; ему интересна временна́я перспектива, которая уходит в вечность. Поэтому его персонажи не от мира сего, но в то же время похожи на обычных людей.
Например, герой заглавного рассказа «От первого лица» – обычный мужчина, который совершенно не заботится о своей внешности. Но стоило ему одеть приличный костюм, как он сразу попал в неприятную ситуацию в духе движения MeToo. Эта отсылка к скандальным реалиям современной жизни сразу приземляет отвлеченное повествование рассказа и делает его узнаваемым.
В другом рассказе Мураками в лице своего героя вспоминает девушку, увлеченную творчеством Beatles. И снова смутные, неясные описания обретают конкретную окраску, которая вызывает у читателей чувство ностальгии и светлой грусти. Прелесть книг автора заключается в том, что он не пытается поразить или шокировать современного читателя (чем так часто грешат многие авторы). Тон повествования удивительно спокоен и нетороплив; кажется, он бросает вызов бешеному ритму 21 века.