Найти тему
ПоУшиВКино

Стиль, эстетика и красота фильма Дюна (Dune, 2021)

Оглавление

Я посмотрела фильм Dune два раза в кинотеатре, прочитала роман Фрэнка Герберта в начале этого года. И впечатления до сих пор не отпускают. Произведение невероятное.

На досуге думаю, как на экране будет выглядеть вторая часть. Во второй половине книги Джессика и Пол Атрейдесы присоединились к фрименам. Там Пол наконец соединился с Чани. Пола нарекли пророком, а Джессику – великой матерью.

По слухам, во второй части снимутся Флоренс Пью и Остин Батлер. Она исполнит роль принцессы Ирулан, дочери Паддишаха, а он – роль племянника Владимира Харконнена, Фейд-Рауту. На основе текста соглашусь с выбором, визуально они органичны.

Тем более, если основываться на первой части, вкус к хорошему подбору актёров у съёмочной группы точно есть. Они и внешне подошли идеально, и центральные черты характеров «сняли» из первоисточника с точностью фармацевта. Великолепный величественный герцог Лето Атрейдес в исполнении Оскара Айзека, сдержанная, благородная и таинственная Леди Джессика, принадлежащая могущественному ордену Бинэ Гессерит, от Ребекки Фергюссон, и молодой мятущийся Пол, «страдающий» от внутренней силы и пугающийся её, которую не знает, как применить и что с ней делать, в исполнении Тимоти Шаламе – лично для меня каст мечты. И их связь на экране была воссоздана очень точно относительно текста Фрэнка Герберта.

Поэтому, чтобы ещё подольше побыть в обществе этого произведения, я решила поизучать стиль фильма и собрать материалы здесь.

Попытки экранизаций

Индустрия кинематографа развивается каждый день. Вачовски устроили встряску в 1999 году “Матрицей”, в 2013 году Альфонсо Куарон реализовал свой проект “Гравитация”, который не мог сделать раньше по техническим причинам, и в 2021 году “Дюна” “дожила” до своего идеального киновоплощения.

Роман Фрэнка Герберта вышел в 1965 году, и получил уже (до версии Дэни Вильнёва) одну экранизацию и три попытки.

Самая первая попытка принадлежит чилийскому актёру, режиссёру, комиксисту, эзотерику и сюрреалисту Адехандро Ходоровски Прульянски. Он внёс абсолютно оторванные от реальности, придуманной Гербертом, элементы, уведя повествование в какой-то абсурд. На это ушло много денег и не вышло ничего путного, в 1975 году проект закрыли. В 1984 году Дэвид Линч снял свою версию, в сотрудничестве с автором первоисточника и со значительными сокращениями. Публика не приняла этот вариант. Ну, хотя бы выбор актёра на роль герцога Лето – уже нет. Куда смотрел Герберт? В 2000 году ТК Sci-Fi представила мини-сериал “Дюна Фрэнка Герберта”. При малом бюджете трудно было сделать что-то зрелищное, особенно зная, какие там песчаные барханы, орнитоптеры, песчаные черви и дворцы элиты, как минимум.

По мере развития киноиндустрии и фильмы становятся продвинутыми, красочными, экспериментальными. Справедливости ради, “Дюна” - трудный роман для адаптации из-за его объёма и темпа, из-за того, как взаимодействуют между собой действующие лица – их прямые реплики и мысли на фоне диалогов.

Тем не менее, Дэни Вильнёв проделал невероятную работу по отражению научно-фантастического характера истории в фильме. Он сохранил факт загадочности происходящего вокруг семьи Атрейдес, Лето, Джессики и Пола.

Эстетика кадров

“Дюна” Дэни Вильнёва прекрасна своими музыкой и визуальными эффектами, экспозицией, атмосферными планами (от простых теней, отбрасываемых на небольшую комнату, до десятков кораблей, парящих в песчаной дымке).

Дэни Вильнёв – эстет и перфекционист. Он назвал свой фильм “love letter для киноиндустрии”. И это чистая правда. Вы можете увидеть каждую пылинку на экране, каждый план – это грандиозная демонстрация цвета и действия.

-2

Сюжетные линии имеют свою цветопередачу, то есть нам дают характеристики героев не только их поступками и словами, но и окрасом эпизодов. Внутри каждой истории свои освещение и контраст. Они меняются в зависимости от того, кто на экране: Атрейдесы “окрашены” в светло-серый и зелёный цвета, Харконнены - в тёмный и густо-чёрный.

Визуальные эффекты распространяются не только на создание сцен и эпизодов, они затрагивают и прорисовку действующих лиц. Одежда и внешний вид каждого персонажа отражают его индивидуальность: Атрейдесы прекрасны и благородны, как средневековые рыцари, а Харконнены отталкивающи, они тяжеловесны и уродливы, их кожа белёсая, а лица большие и круглые.

Планета Дюна - жаркая пустыня с малопригодной для дыхания атмосферой, развитыми формами жизни и гравитацией, подобной земной, и с пейзажем, напоминающим марсианский. Пейзажи в фильме Вильнёва, кстати, сняты в той же пустыне, где снимали фильм "Марсианин" (2015). Это – пустыня Вади-Рам в Иордании. Да и в брутальных зданиях Арракина тоже прослеживаются марсианские флюиды.

Эстетика музыки

Более того, красивые визуальные эффекты как хороши сами по себе, так и гармонично сочетаются со звуковым оформлением. Это сочетание передаёт магию романа Фрэнка Герберта, которая становится очевидной с первой страницы. Мне хотелось перечитывать страницы снова и снова. И текст открывался каждый раз заново. Не знаю, как Ф. Герберту это удалось. И режиссёр Дэни Вильнёв сумел отобразить этот эффект и в фильме. Картинка получилась такой же магической как литературный первоисточник.

На проект был приглашён легендарный композитор Ханс Циммер. Наблюдение за приземлением или полётом космических кораблей в сопровождении его музыкального аккомпанемента делает повествование невероятно захватывающим, особенно благодаря акцентам в мелодиях, обозначающих критические моменты.

Эстетика костюмов героев “Дюны”

Для действующих лиц “Дюны” сшито более 1000 костюмов. Авторами гардероба являются Жаклин Уэст и Роберт Морган. Перед художниками поставили задачу: костюмы должны были отражать богатую вселенную с аристократами и фрименами (борцами за свободу), вселенную, которая меняется в зависимости от пышного, напоенного водой Каладана до жаркого, негостеприимного Арракиса. Костюмы должны выглядеть органично относительно первоисточника, помогать рассказывать историю, придуманную Фрэнком Гербертом. Художники ответственно подошли к заданию. Их работа говорит сама за себя.

1) Костюмы отражают статус Дома. Например, Дом Атрейдесов считается второстепенным в Ландсрааде, поэтому одежда герцога и его сына Пола отражает это. В ней показного, роскошного или особо привлекательного, зато она функциональна для холодного климата планеты Каладан. У наложницы герцога, Леди Джессики привлекательные наряды, как у послушницы могущественного ордена. Дом Харконненов могущественный и богатый, принадлежит семье промышленников, контролирующей целыми поколениями специю и возможности межзвёздных путешествий, естественно отличается мрачностью, он технологичный и утилитарный.

2) Один из самых привлекающих внимание нарядов во всем фильме - жёлтое платье Леди Джессики. Она ошеломляет своим внешним видом, когда Дом Атрейдесов прибывает на Арракис. Платье с изящно накинутой на голову, плечи и руки кольчугой, которая выглядит как элемент средневекового фантастического фильма.

Жаклин Уэст сказала, что золотисто-жёлтое платье в средневековом стиле шили вручную. На это ушли месяцы. Каждое звено было изготовлено руками, а затем подогнано костюмером Бриони Тиррелл (Bryony Tyrrell). В книге Герберта искусственный интеллект и компьютеры были отменены, и, хотя машины всё ещё существовали, многие предметы по-прежнему изготавливались вручную, поэтому платье отражает мастерство человека и очень органично вписывается в канву истории.

3) Действие в фильме по большей части разворачивается в иссушающей жаре пустыне. Чтобы иметь возможность передвигаться по ней, фримены изобрели специальные конденскостюмы. Они перегоняют пот и отходы жизнедеятельности в столь необходимую воду. Особенно придирчивые зрители заявят, что цвет костюмов неоправдан. Зачем их создали тёмно-серыми для жаркого климата, а не бежевыми? Тёмный цвет при экстремальных температурах заставляет человека потеть ещё сильнее и, следовательно, выделять больше воды. А вода во вселенной Дюны – невероятно ценная единица. Фримены относятся к каждой капле с большим уважением и не позволят пропасть ни одной.

-4

4) В фильме есть сцена, когда Пол изучает чёрного жука, ползающего по песку на Арракисе. Это не случайно, это указывает на вторжение Харконненов, которые хотят вернуть Арракис себе, отобрать его у Атрейдесов.

-5

Жаклин Уэст объяснила, что фактуры костюмов Дома Харконненов вдохновлены насекомыми (жуками, муравьями и пауками). Внешний вид жуков послужил вдохновением для создания панцирей, мантий и доспехов, что сделало Харконненов похожими на колонизаторов, готовых захватить планету и использовать её ресурсы. Это также связывает их с созвездием " Beetle", которое можно увидеть с Арракиса.

5) Чёрные одежды послушниц Бинэ Гессерит рисуют невероятный образ, отсылающий к средневековым монахам, скорее всего на это наталкивают их широкие капюшоны. Вторая вещь, которая кроется в создании нарядов послушниц Бинэ Гессерит – это эстетика карт Таро (Верховная Жрица и Королева Кубков). Это логично, ведь они имеют способность к предсказанию будущего, духовному напутствию, обучению высшего понимания жизни.

-6

Яркой составляющей любого фильма Вильнёва является минимализм на фоне масштаба. В “Дюне” просто-таки состоялся не меньше, чем межзвёздный модный показ. От Пола Атрейдеса до Леди Джессики и Харконненов с сардаукарами, все костюмы потрясают продуманностью (чёрные пальто Пола и его отца герцога Лето, платья, которые Леди Джессика носит как в домашней обстановке, так и в торжественных случаях).

Гардероб вдохновлен винтажными дизайнами Balenciaga, Dior и Schiaparelli. В случае Леди Джессики, хотя она и наложница герцога, она не выставляет напоказ свою сексуальность и выглядит утонченно, опрятно и сдержанно. Её костюмы вдохновлены художником Франсиско Гойей. Художники по костюмам отразили магию текста, как и актёрский состав вжился в литературный первоисточник.

Режиссёр Дени Вильнёв и Ребекка Фергюссон (Леди Джессика) на съёмках
Режиссёр Дени Вильнёв и Ребекка Фергюссон (Леди Джессика) на съёмках

Первая часть “Дюны” заканчивается на середине первого романа. Для тех, кто не читал книгу, есть опасность остаться в недоумении. Может показаться, что в фильме скудные диалоги, многие сцены могут привести в замешательство, потому что некоторые моменты остались в книге, не найдя отражения в сюжете на экране. Но для меня проблем не возникло. Я смотрела без знания книги оба раза. Актёрская игра, фундаментальность, скрупулёзная проработка картинки, масштаб сделали своё дело – для меня история получилась целостной и волшебной.

***

Мои впечатления от книги Фрэнка Герберта: