50,1K подписчиков

В России продолжается масштабный проект по строительству новой АЭС

6,1K прочитали

В Курской области, в 10 км от Курчатова, продолжается реализация одного из крупнейших энергетических проектов современной России — строительство Курской АЭС-2 мощностью 5 ГВт.

© Sergey Pyatakov / CC-BY-SA 3.0 (Курская АЭС, Курчатов, 2008 год)
© Sergey Pyatakov / CC-BY-SA 3.0 (Курская АЭС, Курчатов, 2008 год)

Новый объект с реакторами нового поколения ВВЭР-ТОИ заменит одноименную действующую атомную станцию, первый энергоблок которой запустили в 1976-м. В конце прошлого года после 45 лет работы его вывели из эксплуатации. До 2030-го поэтапно будут остановлены и три других.

На КАЭС-2 по проекту предусмотрено четыре энергоблока поколения «3+» по 1,25 ГВт, срок службы которых рассчитан минимум на 60 лет. В настоящее время продолжается строительство двух из них. Стоимость проекта составляет 350 млрд руб. Последний раз мы рассказывали о ходе работ на площадке ровно год назад.

В этой статье, основываясь на материалах, предоставленных нашему каналу управлением информации и общественных связей Курской АЭС, обратим внимание на объем работ, выполненных с апреля 2021-го до сегодняшнего дня. Тогда степень готовности реализуемого проекта была чуть ниже 30%. Напомним, первый бетон в фундаментную плиту реакторного здания энергоблока №1 залили в 2018-м.

Монтаж опорной фермы реактора
Монтаж опорной фермы реактора

В мае прошлого года в здании реактора второго энергоблока произвели монтаж 83-тонной опорной фермы — сварной металлоконструкции, предназначенной для установки и закрепления в бетонной шахте реактора; она выполняет функции по защите последнего от сейсмических и весовых нагрузок. Этот сложный этап работ выполняли специалисты АО «Электроспецмонтаж». Благодаря имеющемуся у них опыту, сроки были сокращены вдвое. В том же месяце, через 1,5 года после начала монтажа, был готов каркас здания турбины блока №1.

В июне с установки колонн (всего 100 шт.) стартовали работы по возведению второй градирни. В конце августа перешли к бетонированию нижнего опорного кольца, служащего основанием для железобетонной оболочки будущего сооружения. Эта градирня вместе с объектом энергоблока №1 будет делить первое место в стране по показателю высоты (179 м) среди аналогичных сооружений.

Строительство градирни №2
Строительство градирни №2

На строительство обеих охладительных башен суммарно уйдет около 28 тыс. кубометров бетона, что сопоставимо с возведением четырех 24-этажных двухподъездных домов. На данный момент градирня первого блока вытянулась ровно наполовину; ее должны завершить в 2024 году.

В общей сложности, летом на площадке трудилось около 6,5 тыс. человек (свыше 20 подрядных организаций) — работы одновременно велись на 115 из 220 запланированных в рамках проекта объектах.

В сентябре из Волгодонска был доставлен корпус реактора первого энергоблока весом 340 тонн, выполненный из безникелеевой стали. Во время транспортировки по реке на отдельных участках пришлось углублять дно. А при перевозке на специальном автотранспорте — укреплять дорожное полотно и пять мостовых переходов.

Монтаж гидроемкостей
Монтаж гидроемкостей

В декабре в реакторном здании энергоблока №1 за семь дней установили восемь гидроемкостей системы пассивного залива активной зоны — каждая по 77 тонн (высота 10,5 м, диаметр 4 м). В том же месяце на объекте выполнили монтаж купола внутренней защитной оболочки, обеспечивающего радиационную безопасность атомной электростанции. На этом этапе работ задействовали один из мощнейших в мире гусеничных кранов — немца Liebherr 11350 грузоподъемностью 1,35 тыс. тонн; его крюк поднимается на высоту до 223 м.

На начало 2022-го степень готовности реализуемого проекта составила чуть больше 37%. В феврале этого года на энергоблоке №1 произвели устройство теплового контура турбинного здания, что ознаменовало завершение монтажа наружных стеновых ограждающих конструкций. В марте по железной и автомобильной дорогам на площадку доставили компенсатор давления реакторной установки весом 189 тонн.

Была выполнена и более сложная логистическая операция — последовательная транспортировка четырех парогенераторов по 355 тонн каждый. Большую часть пути их переправляли по воде на баржах, а затем перегружали на спецтранспорт и везли по дороге. В общей сложности на их доставку потратили пять месяцев, преодолев около 1,8 тыс. км.

Монтаж упомянутого оборудования будет производиться при помощи полярного крана грузоподъемностью 390 тонн. Его начали устанавливать на штатное место в октябре 2021-го; ввод намечен в апреле текущего года. Он будет использоваться не только при строительстве, но и дальнейшей эксплуатации АЭС.

В Курской области, в 10 км от Курчатова, продолжается реализация одного из крупнейших энергетических проектов современной России — строительство Курской АЭС-2 мощностью 5 ГВт.-6

В целом, несмотря на ряд трудностей и непредвиденных обстоятельств, работы по-прежнему идут в соответствии с графиком. В 2022-м строительство предполагается вести одновременно примерно на 150 объектах, а численность рабочих, без учета инженерного состава, увеличить до 9 тыс. человек. По планам, блок №1 должны подключить к сети в 2025 году.

© Изображения, использованные в статье (если не указано иначе) предоставлены Управлением информации и общественных связей Курской АЭС