Так получается, что имена, которые в нашей армии дают различным образцам вооружения, никак не связаны с их предназначением. Но есть некоторые исключение, и, среди них, на первом, пожалуй, месте, боевая машина под названием «Солнцепёк». Трудно подобрать что-то более подходящее… конечно, если смотреть со стороны противника.
Впрочем, первое название было несколько иным.
Тяжелая огнемётная система ТОС-1 относится к числу одного из самых засекреченных образцов советского вооружения. Также её часто упоминают, когда говорят про самые неожиданные и запоминающиеся названия военной техники, благодаря наименованию «Буратино». Часто действие этой установки сравнивают с небольшим атомным взрывом, и первые случаи её использование приводили не только к большим разрушениям, но и огромному психологическому эффекту, как немногих выживших, так и тех, кто её применял.
Отличается ТОС-1 и полным непониманием среди широкой аудитории, что же это такое и куда данную машину отнести. Причиной тому официальное название системы, и её организационная принадлежность.
В иностранных справочниках ТОС-1 идет в разделе реактивной артиллерии, что в целом правильно. Это классическая реактивная система залпового огня (РСЗО), и знаменитые «Катюши» были предками «Буратино». Однако, если РСЗО входят в состав артиллерии, то ТОС состоят на вооружении войск радиационной, химической и бактериологической защиты. При этом, выполняемые данной системой задачи, более свойственны подразделениям инженерных войск. А название «огнемётная система», наводит на ассоциации с действиями огнемётчиков, посылающих огненную струю в амбразуру ДОТа. Всё это вместе легко создаёт путаницу, что хорошо для контрразведки, поскольку нет ничего полезнее для засекречивания чего-либо, чем легенды и мифы.
ТОС-1 «Буратино», как мы можем теперь узнать из выпущенного в 2010 году справочника С. Г. Тихонова «Оборонные предприятия СССР и России», разрабатывали в 70-е годы в Омске. По своему устройству это была классическая установка реактивной артиллерии для стрельбы неуправляемыми реактивными снарядами. Принципиальным отличием от других РСЗО была малая дальность действия, до 3500 м, то есть «Буратино» — это система ближнего боя. Основной особенностью ТОС называют использование термобарических боеприпасов, что не совсем верно. Такие боеприпасы используют и другие РСЗО: «Ураганы», «Смерчи», «Торнадо». А кроме термобарических используются и дымозажигательные боеприпасы. Также, по мнению белорусского автора А. В. Струговщикова, написавшего статью «ТОС-1 «БУРАТИНО», для «Буратино» были созданы и БЧ (боевые части) с отравляющими веществами бинарного типа. С одной стороны, в этом нет ничего удивительного, потому что реактивная артиллерия создавалась для стрельбы именно химическим снарядами. И советские «Катюши», и появившиеся ранее немецкие «Небельверферы» изначально имели основным боеприпасом химический. Но поскольку в нынешней российской армии химического оружия нет, то в любом случае «Буратино» едва ли когда-нибудь станет применять ракеты с боевыми газами.
То, что ТОСы относят к химическим войскам, это скорее историческая специфика. Ещё в Красной Армии огнемёты относились не к саперам (как в большинстве армий), а к химическим войскам. Название «огнемётная система» же унаследовано от работ по усовершенствованию этого типа оружия. Советская оборонка долгое время искала способ сделать так, чтобы уменьшить потери — ведь большая часть пущенной из огнемёта горящей смеси не долетала до цели. Самым простым способом было отправлять огнесмесь к цели не струёй, а в ампулах. Первые ампуломёты появились ещё в начале Великой Отечественной, но тогда это оружие было настолько несовершенно, что применять его было опаснее для тех, кто ампуломёт использует, нежели для противника. Вот эти работы и привели, в том числе, к созданию ТОС. И хотя «Буратино» использует уже не зажигательные боеприпасы, как в огнемётах, а термобарические, но его относят к огнемётным.
Вопреки встречающемуся мнению, «Буратино», так же, как и его модификация ТОЗ-1А «Солнцепёк», не являются универсальным и всемогущим оружием. Наоборот, область применения ТОСов крайне узкая: уничтожение укрепленных районов полевого типа. Термобарический снаряд (их ТОС выпускает от 30 до 24 за 7-6 сек) при попадании выбрасывает аэрозоль, которая детонирует. В результате возникает расширяющаяся ударная волна. Термобарическая смесь способна проникать и внутрь укрытий, причем стенки этих укрытий ещё и усиливают действие взрывной волны. По данным журналистов издания Popular Mechanics, залп одной установки уничтожает всё живое на площади 200 на 400 метров. Укрепленный пункт превращается после залпа в выжженное пространство. Это очень удобно в тех случаях, когда сохранность объекта не входит в задачи атакующих. По этой же причине «Солнцепёки» крайне сложно использовать в городских боях. Если бы мы использовали тактику НАТО и, в первую очередь, армии США, то тогда бы проблем не было. Американцы в городских боях не останавливаются перед разрушением всего, что им мешает и где может находится враг. Насколько мне известно, наша армию такие методы исключает.
Впервые «Буратино» использовали в Афганистане, позже в Чечне, ныне «Солнцепеки» используются в Сирии и Ираке. Во всех случаях очень похож характер боев, и практически тот же противник. Афганские душманы, чеченские боевики, исламские террористы одинаково приходили в ужас, увидев действие «Буратино» и «Солнцепеков», от тех же, кто попала в зону залпа впечатлений не осталось.
В любом случае, на земле осталось ещё немало укрепрайонов, которых нашей армии предстоит штурмовать, и такие образцы вооружения, как «Солнцепёк» тут просто незаменимы.
Эта статья была ранее опубликована на моём сайте.
Все материалы по темам после Второй Мировой будут иметь тег #холоднаявойна
Рекомендую вам также мою статью:
Такое оружие было только у нас: мотоброневагоны
Уважаемые друзья!
Спешу сообщить, что у меня вышла новая книга под названием «Мифы и факты про танкистов Второй Мировой». В ней рассмотрены наиболее известные случаи танковых боёв самых известных танкистов Второй Мировой. Не только советских, но и немецких, а также есть про польского и французского.
Надеюсь, книга будет вам интересна, а цена не покажется чрезмерной (цену не я устанавливаю).