Найти в Дзене
С чего вы это взяли?

Обсуждаю с археологом черных копателей. Часть 3. Аргументы копателей

В феврале мы с Анастасией Федориной обсуждали как работают археологи. Эти статьи вызвали большой отклик у любителей самостоятельно покопать. Поэтому мы встретились снова и обсудили самые частые аргументы противоположной стороны: разрушает ли распашка полей памятник, может ли копатель докопаться до него со своим металлоискателем, разрушаются ли артефакты в земле, что делать со своей коллекцией и другие. Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе! Оставляйте свои лайки и комментарии - дискуссии только приветствуются. Что такое археологический памятник? Можно ли копать то, что не внесено в реестр? Археологический памятник - это та совокупность остатков жизнедеятельности предыдущих поколений, которая до нас дошла. Это может быть поселение, могильник, кладбище, отдельно стоящий дольмен, спрятанный вне поселения клад. Выявить все памятники археологии невозможно в принципе, потому что людей на свете жило много и все они что-то оставляли, теряли, хранили. В
Оглавление

В феврале мы с Анастасией Федориной обсуждали как работают археологи. Эти статьи вызвали большой отклик у любителей самостоятельно покопать. Поэтому мы встретились снова и обсудили самые частые аргументы противоположной стороны: разрушает ли распашка полей памятник, может ли копатель докопаться до него со своим металлоискателем, разрушаются ли артефакты в земле, что делать со своей коллекцией и другие.

Запутались где правда, а где вымысел? Подписывайтесь - будем разбираться вместе! Оставляйте свои лайки и комментарии - дискуссии только приветствуются.

Что такое археологический памятник? Можно ли копать то, что не внесено в реестр?

Археологический памятник - это та совокупность остатков жизнедеятельности предыдущих поколений, которая до нас дошла. Это может быть поселение, могильник, кладбище, отдельно стоящий дольмен, спрятанный вне поселения клад. Выявить все памятники археологии невозможно в принципе, потому что людей на свете жило много и все они что-то оставляли, теряли, хранили.

В 90-е годы в Польше решили выявить и поставить всё на учёт. И они были уверены, что им это удалось сделать. Польша по размерам компактнее России, но новые памятники там всё равно регулярно появляются.

глава отдела памятников археологии Опольского Воеводства (Польша) Кшиштоф Спыхала с реестром памятников в подконтрольном воеводстве.
Источник: starcheolog.livejournal.com
глава отдела памятников археологии Опольского Воеводства (Польша) Кшиштоф Спыхала с реестром памятников в подконтрольном воеводстве. Источник: starcheolog.livejournal.com

Можем ли мы не считать древности памятниками просто потому, что они не записаны в Росреестре? Это удобное оправдание для копателя, что закон почти не нарушен. Но глупо, ведь собственное наследие всё равно уничтожено. Выявление памятников - длительный процесс, который невозможно завершить, хотя археологи и стремятся уменьшить количество белых пятен на археологической карте России.

Потерян ли памятник для истории, если он расположен под полем, которое регулярно пашут?

Памятник не лежит “под полем”, вмещающий грунт и древности формируют единое целое. Конечно, если в памятник что-то вмешивается: трактор, стройка или даже кроты, то структура напластований меняется. Но, если при строительстве часто грунт увозят с площадки как мешающий, то при сельскохозяйственных работах грунт смещается незначительно: трактор далеко эту землю не передвигает, а перемешивает. Поэтому нужно чётко для себя разделять сохранность стратиграфическую (последовательность слоёв в порядке их формирования и накопления) и сохранность памятника как единства артефактов и их связей (единого контекста). В смысле единства памятник, даже после многочисленных распашек, остаётся сохранным.

Одна из находок с раскопок в Суздальском Ополье
Фото: Институт Археологии РАН
Одна из находок с раскопок в Суздальском Ополье Фото: Институт Археологии РАН

Надо сказать, что представление о том, что на сельскохозяйственных землях всё разрушено, долго существовало и в науке. Казалось, что в перемешанном слое ничего не могло сохраниться. Но работы последних 40 лет показывают, что всё не так однозначно, и, теряя свою стратиграфическую целостность, слой сохраняет целостность планиграфическую - взаиморасположение и взаимосвязь предметов в горизонтальной плоскости. Распашка переворачивает грунт вверх-вниз и лишь немного сдвигает в горизонтальной плоскости (если речь не идет об участках с крутым склоном, где могут формироваться мощные напашные валы). Что в районе Куликова поля, что в Суздальском Ополье, где поля пашут последнюю 1000 лет, что на Севере, что на Юге мы видим одну картину - предметы остаются в некоторой взаимосвязи между собой.

Если мы нашли с помощью металлоискателя некую вещь, мы не можем знать, откуда она. Возможно, это действительно крестик, потерянный крестьянином во время работ в поле, а, может быть, тут была деревня или какая-то заимка, временная стоянка. По единичной находке этого не узнать, ведь предмет мы выдернули из контекста вместо того, чтобы внимательно изучить условия, в которых он залегал и его окружение.

Представим, что мы взяли книгу в библиотеке и решили найти в ней ценную картинку. Но искать её мы будем, выковыривая прямо через обложку, не открывая. Естественно, после этого обратно книгу мы собрать и изучить не сможем, никогда не узнаем какой текст наша картинка сопровождала, где была расположена, и сколько еще других миниатюр мы разрушили, продираясь к найденной.

Так же и в археологии. Только по совокупности предметов и их взаиморасположению мы можем понять, как всё было устроено, что перед нами - маленькая времянка или постоянно действующее поселение.

Способен ли повредить памятник копатель, ведь средний металлоискатель видит металл лишь на глубине около 20 см?

Бывают ситуации, когда культурный слой перекрыт каким-то балластом. Самый яркий пример - это палеолитическая стоянка Сунгирь. Все эти замечательные погребения и находки были обнаружены на дне карьера, на поверхности они не проявлялись. Но этот же Сунгирь не только палеолитический памятник, но и средневековое поселение: городище и неукреплённый посад. И слои этой неукреплённой части лежат прямо под ногами, там нет никакого балластного слоя. Эти 20 см - та часть тела культурного слоя, которая содержит в себе информацию. И, если мы вытащили всё из верхнего слоя, то как нам разобраться с остальными? Тем более, как показывают работы последних десятилетий, когда поселенческие памятники стали вскрываться большими площадями и увеличилось внимание к сбору находок из пахотного горизонта, большая часть находок (60-85%) залегают именно в этом пахотном горизонте.

Ямы от действий копателей на селище Тарбаево в Суздальском Ополье
фото: Институт Археологии РАН
Ямы от действий копателей на селище Тарбаево в Суздальском Ополье фото: Институт Археологии РАН

Кроме того, мой опыт показывает, что значительная часть ям копателей глубиной вовсе не в 20 см: человек слышит слабый сигнал и копает всё глубже и глубже, ему сложно остановиться. Поэтому это всё - популизм и лукавство.

Какая разница - разрушатся ли артефакты в земле или их спасет копатель?

Во-первых, артефакты безусловно разрушаются, постоянно, и в “земле” и в “коллекциях”. На сохранность предметов влияет та среда, в которой они залегают. Например, иногда кажется, что берестяные грамоты - это уникальный случай Новгорода. Что здесь все были поголовно грамотные, а остальные русские земли погрязли в невежестве, потому что находки грамот там редки или отсутствуют вовсе. Но такая картина во многом, результат того, что в Новгороде уникальный влажный грунт, в котором сохраняется органика. Это самый яркий пример сохранности изделий из одинаковых материалов в разных средах. Но это касается не только органики. В некоторых грунтах хорошо сохраняется железо, а в некоторых плохо, зато в них может хорошо сохраняться цветной металл.

Тем не менее за те столетия, что предметы существуют во вмещающей их среде, она становится для них привычна, состояние предметов стабилизируется. А когда предметы поднимают на воздух, в новую среду - она часто для них оказывается более агрессивной. Вынимая предметы из слоя, мы не “спасаем” их, если за выемкой не следует реставрация и организация хранения предметов.

Ведь задача археологии - не просто вытащить находки, но и разобраться о чём они рассказывают, сохранить их для общества и потомков.

Археологов часто обвиняют в том, что они работают очень медленно. Это связано с тем, что археолог не просто достал вещи из земли и пошел с ними фотографироваться. Он должен отразить их в полевом отчёте, отреставрировать находки, разобраться с ними. Хорошо отреставрированные вещи оказываются в стабильном состоянии и живут гораздо дольше. Музей отличается от склада в гараже тем, что старается соблюдать климатические условия, которые позволяют оставаться вещам в стабильном состоянии как можно дольше, Музеи нацелены на сохранение этих предметов.

Фондохранилища Эрмитажа
фото: Эрмитаж
Фондохранилища Эрмитажа фото: Эрмитаж

Надо сказать, что в последние несколько лет была серия громких передач коллекций, изъятых правоохранительными органами, в Институт Археологии и государственные музеи. Что мы видим в этих коллекциях? Два десятка предметов, особо важных для кладоискателя, отреставрированы, но большая часть даже не всегда очищена от земли. Способствует ли такое положение сохранности предметов? Вряд ли.

Еще раз повторю: когда предметы находятся в своей привычной среде они гораздо стабильнее, чем когда мы их достаем на воздух. Поэтому большой вопрос, где они смогут сохраниться дольше - в этом бесконечно переворачиваемом грунте или в гараже, или в шкафчике, у того, кто не занимается их сохранностью, не реставрирует, не чистит, не поддерживает условия (микроклимат) их нового существования.

Предметы, изъятые у чёрных копателей 
фото: Институт Археологии РАН
Предметы, изъятые у чёрных копателей фото: Институт Археологии РАН

Второе важное обстоятельство. В одной коробочке горкой у копателя может лежать сотня шиферных пряслиц: они хоть и не металлические, но красивые, яркие, их легко собирать, и в карманах их регулярно уносят (и прочны они невероятно). Много ли от них информации в таком состоянии? Они даже сохранны. Но новое знание из них получить уже очень сложно.

Есть расхожее сравнение археолога с детективом, но отношение к их работе разное. Если мы расследуем преступление, никто не сомневается в важности того, чтобы улики оставались на своих местах, во взаимодействии друг с другом и максимально не потревоженном состоянии. Когда же мы распутываем историю, почему-то об этой сохранности улик мало кто задумывается.

Разве археолог не может найти какую-то интересную вещь, спрятать её в карман и потом продать на чёрном рынке?

Тут сразу возникает вопрос - зачем? Археолог ведь копает не ради прибыли. Он занимается археологией, в первую очередь, потому что не может заниматься чем-то другим. Ему интересно ответить на вопрос: “Как это было”. Он может разбить этот вопрос на маленькие части: насколько была распространена грамотность в селе или сколько скандинавов было в Суздальском Ополье? Но если он что-то сложил в карман, то уже не сможет ответить на собственный вопрос, а главное, он не сможет об этом толком рассказать, поделиться своим “открытием”. Наука - вещь проверяемая и воспроизводимая. В археологии проверяемость и воспроизводимость “условий эксперимента” обеспечивается тем, что мы можем обратиться к источникам повторно. Если археолог изъял и перепродал находку, опубликовать свою работу и рассказать, что понял про эпоху и памятник, он не сможет. Её нельзя будет воспроизвести и проверить. Теряется смысл.

Давайте обсудим реальный пример. Кладоискатель нашёл где-то солдатский складень. Какую информацию он мог бы дать археологам, если бы они нашли его во время раскопок?

Здесь сложно фантазировать. Как был найден этот складень: он лежит один под кустом без других находок? Или он найден в районе боевых действий, окопов, мест сражений, на проезжей дороге, у известного трактира, или в братской могиле, или даже незахороненного воина, от которого до нас дошёл только складень? Или место находки - часть церковного кладбища, на котором похоронен вернувшийся солдат? Либо он мог спокойно жить в своём дворе и потерять его там? Так вот, понять какая из историй существовала мы сможем только если будет комплекс вещей, а не одна, лежащая на ладошке. С чем эта вещь была арехологизирована: с вещами или без, с костями, на поселении, в пустоте.

Может ли копатель подарить свою коллекцию музею и будет ли она полезна?

Согласно существующему законодательству, которому уже лет 7, музеи не имеют права принимать такие коллекции. Поэтому их легализация затруднена.

Можно ли что-то с этой коллекцией сделать? Всё зависит от многих обстоятельств. Есть коллекционеры, которые ведут дневники. У нас был такой случай, когда наследники принесли нам несколько вещей с записями со словами: “Отец собирал, но он умер, а нам эти вещи не нужны”. Но по записям видно, что они велись ретроспективно, он путал места обнаружения предметов. Мы не можем достоверно сказать какой из десятков предметов, лежащих в коробочке, относятся к тому или иному месту из отмеченных в дневнике.

Это означает, что мы вынуждены возвращаться к уровню археологии середины XIX века, к собиранию отдельных красивых вещей и решать задачи методами того времени, т.к. большая часть контекста утеряна. Допустим у нас есть кучка, вроде бы она с одного поля в 10 га, но происходят ли они с одного участка или с разных концов площадки памятника мы не знаем. Мы ничего не можем сказать о структуре этого памятника, неважно, поселения или могильника, потому что всё это уже потеряло своё место в пространстве и контекст, в котором существовало. Оно уже не связано с конкретным местом. Может быть, лучше заниматься наукой на современном уровне, используя весь доступный исследователю аппарат методов?

Изменилось ли после этих статей ваше мнение о споре копателей и археологов?